Новости металлургии 

Metaldaily.ru/Новости - 30.10.2008

Экспорт украинской метпродукции: кризис сменил приоритеты. "UGMK.INFO (Украина)". 30 октября 2008

30.10.2008 - 09:38
Спад на рынке металлопродукции обострил ключевые проблемы национального ГМК, которые в благоприятных условиях не были столь заметными. Главной из них является высокая себестоимость продукции, обусловленная не только технологическим отставанием украинских предприятий от конкурентов, но и неэффективной системой формирования цен и тарифов на сырье, энергию, железнодорожные и морские перевозки и неадекватной государственной промышленной политикой. Все названные недостатки приводят к тому, что себестоимость украинской продукции на 10-15% выше, чем российской и на 24-27% выше китайской.

В феврале-июле текущего года, когда рынок был на подъеме, украинским компаниям благодаря высокой рентабельности и логистических преимуществ удавалось компенсировать данный недостаток. Однако по мере падения цен и ужесточения конкуренции, более высокая себестоимость металлопродукции стала причиной вытеснения украинских компаний с рынка.

Экспорт украинской метпродукции: кризис сменил приоритеты.

Наиболее существенно падение экспорта коснулось сегмента длинномерного проката, объем которого по сравнению с августом сократился на 34% до 300 тыс. тонн. В денежном эквиваленте поступления от экспорта уменьшились на 40,8%, или на 214,23 млн. долл до 310,99 млн. долл. Небольшой разрыв в снижение физического и денежного объема поставок проката в условиях около 30-32% падения цен объясняется тем, что в сентябре многие предприятия осуществляли поставки по контрактам, заключенным еще в июле и августе. Очевидно, что по мере выполнения октябрьских договоров, в которых зафиксированы новые цены, разрыв между снижением физического и денежного объема экспорта вырастет до 1,6-1,8 раз.

Столь сильное падение экспортных поставок длинномерного проката обусловлено снижением строительных работ в странах Ближнего Востока, Средней Азии и Северной Африки, а также юго-западных регионах России. Уменьшение спроса негативно повлияло, прежде всего, на импортеров, тогда как местные производители практически не снизили объемы производства, поддержав спрос на полуфабрикаты. Более высокая стоимость продукции не позволяет Украине конкурировать с китайским, турецким и европейским прокатом не только по качеству, но и по цене.

Европейские и азиатские компании снижают производство металлопроката более плавно, поэтому рынок полуфабрикатов сузился не столь сильно. В сентябре экспорт стальных полуфабрикатов уменьшился всего на 7% до 0,9 млн. тонн. При этом, выручка от экспорта сократилась на 13,6%, или на 121,69 млн. долл до 771,25 млн. долл. Основными покупателями украинской металлопродукции остаются страны, которые развивают передельную металлургию – Италия, Саудовская Аравия, Турция, Египет, ОАЭ, Великобритания.

Немного неожиданным оказался показатель экспорта чугуна, который по сравнению с августом в сентябре увеличился на 69,3% до 82 тыс. тонн. Данная тенденция была обусловлена более низкой динамикой падения цен на сырье, чем на готовый прокат. К слову, в сентябре цена на готовый прокат очень часто опускалась ниже, чем на полуфабрикаты. В то же время позитивная динамика в сентябре, скорее исключение. Востребованность украинского чугуна сейчас зависит в большей мере от дефицита данного сырья на рынке, поскольку при сбалансированном рынке из-за более высокого расходования кокса и газа, а также низкого качества ЖРС он поигрывает конкурентам. По мере снижения производства и уменьшения потребления чугуна в мире, позиции украинцев будут ослабляться. В частности, в конце октября "Донецксталь" из-за отсутствия спроса уже прекратила выпуск товарного чугуна.

Меньше всего спад цен затронул экспорт плоского проката. В сентябре его объемы уменьшились всего на 1,6% до 631,8 тыс. тонн. При этом, по итогам январе-сентябре 2008 года в сравнении с январем-сентябрем 2007 г. экспорт данного сегменте и вовсе сохраняет позитивную динамику, увеличившись на 1,9% до 6 779,11 тыс. тонн (в денежном выражении - на 5 716,01 млн. долл).

Таким образом, в условиях низких цен на металлопродукцию, украинские компании будут проигрывать рынки длинномерного проката из-за более высокой себестоимости продукции. Рынок полуфабрикатов характеризуется меньшей интенсивностью конкуренции, поскольку экономически развитые страны давно сделали ставку на передельную металлургию, а развивающиеся сознательно сдерживают вывоз продукции с низкой добавленной стоимостью. В частности, в Китае экспорт полуфабрикатов затруднен пошлиной и невозмищением НДС.

В такой ситуации, рынок чугуна, стальных слябов, заготовки, слитков для украинских компаний выглядит более перспективным, чем рынок длинномерного проката. Такой подход позволит не останавливать производство, особенно тем предприятия, которые специализируются на длинномерном прокате, хотя со стратегической точки зрения переориентация предприятий в сектор сырья и полуфабрикатов крайне нежелательная тенденция.

Достаточно неплохие условия для украинских компаний на рынке плоского проката. Отложенное на 4 квартал падение объемов промышленного производства в машиностроении и сворачивание инвестиций в ТЕКе, пока что позволяет сохранять им позиции на внешних рынках. Прогнозы развития судостроения и энергетического машиностроения, которые играют значительную роль в портфеле экспортных заказов, достаточно оптимистичны. В то же время, для минимизации потерь в условиях увеличение конкуренции украинские предприятия должны уделить внимание оптимизации качеству продукции и сервисному обслуживанию. -- UGMK.INFO (Украина)

Новости по этой теме

В Новости

Всего новостей  157184

ГОД:
МЕСЯЦ:
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
2
3
8
9
10
16
17
24
30
31

Подписка на рассылку

Ежедневные новости металлургии в Вашем почтовом ящике
RSS

Информер

Ежедневно обновляющиеся заголовки 10 последних новостей металлургии на вашем сайте

все информеры >>