Новости металлургии 

Metaldaily.ru/Новости - 13.07.2010

ГМК Украины: реформы на прокат (ч.1). "UGMK.INFO (Украина)". 13 июля 2010

13.07.2010 - 12:48
Техническое и технологическое отставание от конкурентов, недостаточное развитие внутреннего рынка и зависимость от конъюнктуры мирового рынка остаются основными проблемами ГМК через почти 20 лет ее развития. И все же, преодолев глубокий кризис, отрасль встречает очередной День Металлурга (отмечается 18 июля) работающей и конкурентоспособной.

Программы старые и новые

Совсем недавно в Минпромполитики в очередной раз заявили о необходимости коренной структурной перестройку ГМК с переводом на инновационный путь развития.

Напомним, что с 1991 по 2009 гг. в Украине принимался и действовал целый ряд документов, направленных на поддержку и развитие ГМК. Наиболее эффективным с точки зрения улучшения производственных, финансово-экономических и социальных показателей работы отрасли стал продолжавшийся почти 5 лет экономический эксперимент, благодаря которому к началу 2000-х ГМК в целом вышел из глубокого кризиса.

Вместе с тем, полученные в рамках эксперимента налоговые льготы стали основанием для серии антидемпинговых расследований против украинских металлургов, проведенных в различных странах мира. Многие из этих расследований завершились введением пошлин, квот или других ограничительных мер по отношению к украинскому экспорту металла, что привело к недополучению прибыли на сумму в несколько миллиардов долларов.

Утвержденная Кабинетом Министров в июле 2004 г. Госпрограмма развития и реформирования ГМК до 2011 г. уже не предусматривала прямых налоговых льгот для предприятий. Это вполне устраивало металлургов, не заинтересованных в получении открытых преференций, которые впоследствии могут привести к введению санкций.

Заложенные в документе капитальные вложения в сумме около $7 млрд. более чем на 40% должны были финансировать с сами предприятия, еще около 60% должны были вложить инвесторы.

Помимо наращивания производства, одной из целей программы было повышение технологического и технического уровня ГМК и уменьшение энергоемкости конечной продукции.

Отметим, что поскольку в программе не были заложены конкретные механизмы финансирования ее реализации и контроля со стороны государства, перспективы ее выполнения полностью зависели непосредственно от собственников метпредприятий.

Если по ряду показателей (в частности, объемы производства метпродукции) положения Госпрограммы были перевыполнены досрочно, то реализация других, более важных целевых ориентиров – прежде всего, ускоренная модернизация отрасли и развитие внутреннего потребления, были провалены.

В конце 2009 г. в Минпромполитики заявили, что в отрасли готовится сразу 2 новых документа – обновленная версия действующей Госпрограммы развития и реформирования ГМК, срок действия которой будет продлен до 2012 г., и новый базовый документ – Государственной программы развития ГМК до 2020 г.

В первом документе (новая редакция действующей Госпрограммы) предусматривалось, в частности, строительство 5 новых агломерационных цехов и модернизацию 11 доменных печей, а также реконструкция и строительство трех конвертерных цехов, применение автоматизированных систем управления процессом сжигания топлива.

Ориентировочный объем инвестиций для выполнения основных задач и мероприятий программы в 2008-2012 гг. должен был составить 73,4 млрд. грн.

Второй документ (новая Стратегия развития отрасли до 2020 г.) предусматривает следующие приоритеты развития ГМК: удовлетворение растущего спроса внутреннего рынка в качественной метпродукции, снижение энергоемкости выпуска и коренное повышение конкурентоспособности отечественной металлопродукции, улучшения экологического состояния регионов, на территории которых расположены предприятия.

Новая Госпрограмма-2020 должна была приниматься и идти в комплексе с законом «О повышении конкурентоспособности предприятий горно-металлургического и химического комплексов», в котором определены практические механизмы для реализации положений программы развития ГМК.

Указанный закон призван был законодательно закрепить полученные метпредприятия в рамках Меморандума о взаимопонимании между Кабмином и предприятиями ГМК

преференции, а также расширить их за счет дополнительных льгот – начиная от возврата налоговых векселей и заканчивая госгарантиями по кредитам. Объем и количество льгот, обещанных металлургам, почти равны полученным ГМК в 1999 г., которые «благословил» еще президент Леонид Кучма.

Однако указанные документы так и не были приняты – в обострившейся накануне выборов президента-2010 политической борьбе у парламента «не дошли руки» до важных отраслевых законов.

В целом, можно констатировать, что ни одна из программ реформирования ГМК не была выполнена даже наполовину (с учетом заявленных целей). Виноваты в этом не только собственники меткомпаний, которые вместо инвестиций в модернизацию финансировали политические проекты и покупку футболистов, но и государство, которое так и не смогло сформулировать и реализовать четкую отраслевую политику развития отрасли.

А между тем, никакие особые рецепты реформ украинской металлургии не нужны – они давно известны и опробованы – в Европе, Америке и Азии. В числе самых эффективных мер – государственные гарантии по «модернизационным кредитам» для металлургии, компенсация части ставок по таким кредитам, беспошлинный ввоз оборудования и жесткий госконтроль над целевым расходованием средств предприятиями.

Принятие одного такого закона, позаимствованного из иностранного опыта, стоит десятка красивых, но не обеспеченных механизмами реализации, отраслевых программ.

Программные документы функционирования ГМК:

Название

Дата принятия (период действия)

Комментарий

Постановление Верховной Рады «О Концепции развития ГМК Украины до 2010 г. (№385/95)

17.10.1995 г.

Программный документ, определяющий основные направления сбалансированного развития ГМК с учетом тенденций внутреннего и внешнего рынков металлопродукции. Констатируется необходимость вывода из эксплуатации морально и физически устаревших мощностей, консервации избыточных мощностей, ускорения строительства новых и реконструкции действующих агрегатов, диверсификации производства

Национальная программа развития и реформирования ГМК Украины до 2010 г.

Утверждена КМУ 10 октября 2001 г.

Основными направлениями развития ГМК названы структурная перестройка отрасли, реструктуризация мощностей подотраслей и предприятий в соответствии с конъюнктурой рынка и экспорта, а также создание благоприятных условий для привлечения инвесторов для технического переоснащения существующих и создания новых мощностей стратегически важных метпредприятий. Предусматривает трехкратный – до 12 млн. т рост внутреннего потребления проката, вывод из эксплуатации избыточных и устаревших мощностей (8,5 млн. т по прокату, 5,8 млн. т мартеновской стали, 5,4 млн. т чугуна и 1,5 млн. т стальных труб)

Закон «О проведении экономического эксперимента на предприятиях ГМК Украины» от 14 июля (№934-XIV)

Действовал с 01.07.1999 по 01.01.2002

Более 60 предприятий отрасли участников эксперимента получили налоговые преференции: двукратное снижение ставки налогообложения прибыли, и сбора в Гос. инновационный фонд, экологический сбор ограничен 0,15% валовых затрат. С участников эксперимента списаны пеня и штрафы за несвоевременное перечисление платежей и налогов. Они также освобождены от уплаты дорожных сборов, а средства от сбора за загрязнение окружающей среды распределялись между предприятиями и местными органами власти. Освободившиеся средства должны были идти на реализацию инвестиционных проектов, расширение ассортимента выпускаемой продукции и создание новых рабочих мест. Все это, в свою очередь, было призвано способствовать формированию внутреннего рынка металла.

Закон «О дальнейшем развитии ГМК Украины»

Принят ВРУ в января 2002 г., подписан президентом в 12.02.2002

№2975-III.

Действовал с 17.01.2002 по 01.01.2003

42 предприятия ГМК – участника эксперимента получили право оставлять у себя 50% начисленного налога на прибыль для реализации собственных инвестпроектов, проведения реструктуризации и вывода из эксплуатации лишних и неэффективных производственных мощностей, другая же половина начисленного налога на прибыль будет направляться в общий фонд госбюджета. Деньги, оставляемые предприятиям, должны аккумулироваться на специальном счету в Государственном казначействе, а порядок их использования будет определять КМУ. Кроме того, 70% средств, начисленных в качестве сбора за загрязнение окружающей среды, которые платятся предприятиями ГМК, должны использоваться на выполнение природоохранных мероприятий

Государственная программа развития и реформирования ГМК на период до 2011 г.

Постановление КМУ от 28 июля 2004 г. № 967

Определяет основные направления развития и повышения технологического и технического уровня ГМК, улучшение экономических показателей металлургических, сырьевых и смежных производств. Реализация первоочередных экономических и технических мер программы должна обеспечить стабильное производство 31 млн. т проката, 3 млн. т труб

Меморандум о взаимопонимании между Кабмином и предприятиями ГМК

Постановление КМУ №925 от 14 октября 2008 г., действует с 2008 г. по июль 2010 г.

Установлен мораторий на повышение ж/д тарифов, стоимости природного газ и электроэнергии для метпредприятий. В числе условий предоставления преференций – реализация металлопродукции на внутреннем рынке по ценам не выше экспортных, отсутствие задолженности перед бюджетом, Пенсионным фондом, НАК «Нафтогаз Украины» и по заработной плате



Пока же перед украинской металлургией стоят все те же проблемы, что и почти 20 лет назад. Подробнее об этом читайте во 2-й части материала -- UGMK.INFO (Украина)

Новости по этой теме

В Новости
 

ГЕОГРАФИЯ:


Всего новостей  158012

ГОД:
МЕСЯЦ:
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
6
7
13
14
21
24
25
26
27
28
29
30

Подписка на рассылку

Ежедневные новости металлургии в Вашем почтовом ящике
RSS

Информер

Ежедневно обновляющиеся заголовки 10 последних новостей металлургии на вашем сайте

все информеры >>