"Евраз" на треть увеличил производство железнодорожной продукции. Очередное соглашение между металлургическим холдингом и ОАО "РЖД" пролонгировано, но эксперты говорят о возможности скорого появления новых игроков в борьбе за заказы монополии, пишет Гудок.
Во втором квартале этого года в сравнении с аналогичным периодом 2009 года металлургические комбинаты "Евраза" на 29,2% увеличили производство железнодорожной продукции - до 525 тыс. тонн.
По мнению представителей пресс-службы "Евраза", это связано с увеличением объёмов ремонта на железной дороге. "Производственная программа увеличивается, поэтому потребности растут. Поставки в соответствии с соглашением уже начались, причём не разовые поставки, а именно целенаправленные", - подчеркнули в пресс-службе компании.
На нужды РЖД приходится около 90% железнодорожной продукции, которую производит "Евраз".
По словам источника в ОАО "РЖД", сейчас компания закупает порядка 12% рельсов у Японии, остальные 88% приходятся на металлургические предприятия "Евраза", в основном - Нижнетагильский и Новокузнецкий меткомбинаты. "Но в следующем году возможно двукратное увеличение закупки импортных рельсов", - говорит собеседник "Гудка" в РЖД.
Среди потенциальных поставщиков железнодорожной продукции в РЖД называют тех же японских, а также австрийских производителей. Впрочем, это не означает, что в РЖД не удовлетворены взаимоотношениями с компанией "Евраз". Об этом, в частности, говорит подписанное 30 апреля соглашение между двумя этими компаниями, в котором стороны договорились по системе ценообразования до конца 2012 года.
Стоит отметить, однако, что ещё в феврале 2008 года РЖД заключили договор с компанией "Мечел" о гарантированных поставках рельсов. Металлургический холдинг обязался тогда построить универсальный рельсобалочный стан мощностью 1,1 млн тонн проката в год. Согласно договорённостям, выпуск рельсов (включая рельсы длиной до 100 м) должен был начаться уже в этом году, однако сейчас сроки скорректированы - запустить стан планируется только в конце 2011 - начале 2012 года.
По мнению аналитика УК "Уралсиб" Дмитрия Смолина, соглашение РЖД и "Мечела" было заключено отчасти и для того, чтобы ослабить зависимость от "Евраза". Эксперт отмечает, что, имея на территории России двух поставщиков рельсов, РЖД смогут получить более сильную переговорную позицию.
"Пока "Евраз" является монополистом в отсутствии других игроков, но ситуация может измениться с приходом на рынок железнодорожной продукции компании "Мечел", - говорит Дмитрий Смолин. Впрочем, он же подчеркивает, что речь не идёт о том, что "Мечел" заберёт основные заказы. "Он станет производить высокоскоростные рельсы на новом стане. Следовательно, будет поставлять тот продукт РЖД, который сейчас они вынуждены импортировать. Я бы не ожидал снижения производства железнодорожной продукции на "Евразе". Наоборот, "Мечел" может вытеснить японцев", - добавляет аналитик. -- Trans-Port (Украина)