Новости металлургии 

Metaldaily.ru/Новости - 11.11.2010

Общественность убедилась в экологической безопасности порта Темрюк? "Trans-Port (Украина)". 5 ноября 2010

11.11.2010 - 13:41
В начале недели в порту Темрюк прошло выездное заседание Общественного совета при главе муниципального образования Темрюкский район, в ходе которого обсуждались экологические проблемы порта.

В нем приняли участие глава Темрюкского района Андрей Нечушкин, председатель Совета муниципального образования Темрюкский район Александр Шерстнев, руководители предприятий, представители общественных организаций, сообщила пресс-служба районной администрации.

О мерах, принимаемых по предотвращению загрязнений морской акватории порта, экологическое состояние портов Тамани говорили и ранее, на предыдущей встрече общественников с руководством района и порта.

Тогда же члены Общественного совета приняли решение выехать в порт, чтобы воочию увидеть, как ведется работа по обеспечению безопасности.

Порт Темрюк является закрытым, и это положительно сказывается на безопасности мореплавания. В порту работает специализированный отдел, в обязанности которого входит обеспечение безопасности при перегрузке, пожарная и экологическая безопасность. Как ведется данная работа, члены Общественного совета рассмотрели на примере ООО "Порт Мечел-Темрюк".

Управляющий директор ООО "Порт Мечел-Темрюк" Валерий Балакин рассказал, что сегодня в порту есть большое количество надзорных служб, отвечающих за безопасность, в том числе и экологическую, сил и средств для ее обеспечения достаточно.

Однако, как заявляет "Экологическая вахта по Северному Кавказу", "Мечел" провел фальшивые общественные слушания в Темрюке.

По мнению этой организации, горнодобывающий холдинг, используя некорректные методы, протаскивает проект крупномасштабной перевалки угля, угрожающий экологическому благополучию Темрюкского района

"Экологическая вахта по Северному Кавказу" заявляет, что мероприятие, которое компания "Мечел" пыталась выдать за общественные слушания по материалам обоснования своей хозяйственной деятельности в порту Темрюк, больше это было похоже на производственное совещание со своими работниками по проекту расширения перевалки угля.

Опасаясь обоснованных претензий темрюкской общественности к своему экологически опасному и неприемлемому проекту, ООО "Порт Мечел-Темрюк" эти так называемые "общественные слушания" провела своеобразно. Работа предприятия была остановлена специально для того, чтобы все работники компании присутствовали в зале, где проводились "общественные слушания". И не просто присутствовали, а своим поведением не давали возможности представителям общественности Темрюкского района, заинтересованным в открытом и честном диалоге, нормально выступать. Все критические выступления представителей общественности сопровождались выкрикам, хлопаньем, репликами, направленными на то, чтобы не дать выступающим изложить свою точку зрения. Вел слушания генеральный директор ООО "Порт Мечел-Темрюк" Валерий Балакин, который постоянно перебивал выступавших, останавливал выступления, сразу же комментировал непонравившиеся ему мнения, навязывая свою точку зрения, забыв о том, что цель слушаний - выслушать и учесть мнения общественности.

Применялись и другие методы. Например, депутату Темрюкского городского Совета, председателю депутатской комиссии по экологии Анатолию Белякову "забыли" предоставить слово для выступления, несмотря на то, что он заблаговременно записался для выступления. Для выступавших генеральный директор ООО "Порт-Мечел-Темрюк" установил регламент в 5 минут, затем перебивал выступающего и требовал прекращения выступления. Данный регламент никем не был утвержден, на голосование его также не ставили. Присутствующий в президиуме заместитель главы района, на тот момент, исполняющий обязанности главы Темрюкского района Сергей Мызников за все время слушаний не произнес ни одного слова.

Тем не менее, несмотря на агрессивное поведение рабочих ООО "Порт-Мечел-Темрюк", представители общественных организаций в своих выступлениях огласили проблемы и опасности, связанные с новым проектом "Мечела". Так, заместитель атамана Темрюкского казачества Юрий Бутенко в своем выступлении указал на очевидные ошибки и просчеты в обсуждаемой ОВОС, которая изначально неправильно указывает на расстояния от порта до курортной станицы Голубицкая, а также до границ водно-болотных угодий международного значения "Дельта Кубани", указал на недостаточность проводимого компанией мониторинга показателей окружающей среды, на которых основывали свои расчеты разработчики проекта. Особо он отметил, что только с одной рабочей площадки ОВОСОМ предусмотрены разрешенные нормативы выбросов угольной пыли в атмосферу около 120 тонн в год, а таких площадок планируется 6. Несмотря на то, что доклад Ю.Бутенко был обоснован, и он ссылался на конкретные страницы ОВОС, где он нашел явные ошибки и неточности, закончить выступление ему не дали со ссылкой на жесткий регламент.

Алла Никонорова, председатель Совета Ассоциаций общественных объединений Темрюкского района "Возрождение Тамани" начала свое выступление с описания грубейших нарушений при перевалке серы на рейдовой стоянке в Керченском проливе, против которой экологи выступали на общественных слушаниях летом 2008 года, указав, что в настоящее время десятки тысяч тонн серы смываются в море, отходы с судов, стоящих на рейде, выливаются за борт, а проверяющим "пускают пыль в глаза".

"Жители района должны понимать, что между тем, что декларируется в проекте, и тем, что затем происходит фактически - разница огромного размера. И перевалка серы, и перевалка угля и кокса производится по устаревшей технологии - открытым способом. Мечел уже три года работает по "временной схеме" перевалки, обсуждаемый проект - та же "временная схема", но в более крупных объемах. Мы - за прогресс, за развитие портов, но против устаревших способов перевалки, наносящих огромный вред экологии и здоровью жителей района" - сказала в своем выступлении А.Никонорова. Она привела пример, что руководство компании, имея лицензию на перевалку 720 тысяч тонн угля в год, в 2009 году перевалило практически в два раза больше - 1300 тысяч тонн, а на вопросы экологов "Мечел" заявил: "Ну и что? Нас за это наказали. Мы заплатили штраф в 260 тысяч рублей". Но этот факт ясно демонстрирует, как ООО "Порт Мечел-Темрюк" относится к соблюдению норм закона.

Эмоциональным было выступление члена Темрюкской районной экологической организации "За спасение Тамани" Александра Комлевого, который отметил, что угольная пыль от работы компании не только негативно повлияет на здоровье темрючан, но и оставляет мало надежд на развитие Темрюкского района в сторону курортного и туристического бизнеса.

Член организации "За спасение Тамани" Александр Беляев дал оценку ООО "Порт Мечел-Темрюк" как главному загрязнителю порта и Темрюкского залива, так как отходы его производства составят около 1000 тонн в год в виде пыли и производственных стоков по индикаторным оценкам. Он также отметил, что в представленном проекте неправильно истолковывается возможность прихода катастрофических нагонных явлений, случившихся последний раз в Темрюкском районе в 1969 году, и которые случаются по экспертным оценкам ученых один раз в пятьдесят лет, а не в сто лет, как разъяснили разработчики проекта.

Депутат Темрюкского районного Совета Наталья Воропаева в своем выступлении обратила внимание на то, что компания не может эффективно справляться с разносом угольной пыли при сильном ветре. Также она подняла важную проблему отсутствия комплексного расчета воздействия на окружающую среду всех компаний, производящих работы в Темрюкском порту.

Общественность обратила внимание на тот факт, что впервые видит оценку воздействия на окружающую среду, где совершенно отсутствует хотя бы одна цифра наносимого ущерба природной среде и животному миру в рублях. То есть компания не собирается платить ни одного рубля в качестве компенсации за нанесенный вред окружающей среде и рыбным запасам.

Не собирается решать компания и транспортную проблему. Единственная железнодорожная ветка, идущая в порт Темрюк, уже сейчас перегружена, а при таком значительном планируемом увеличении объемов перевалки "Мечелом" автодороги, ведущие из Темрюка на побережье Азовского моря, будут блокированы, особенно в курортный сезон.

Мнение заинтересованной общественности Темрюкского района по проекту ООО "Порт Мечел-Темрюк" в своем письменном заявлении отразил Анатолий Беляков:

"Приоритетным направлением развития Таманского полуострова является формирование курортно-рекреационной зоны на побережье Азовского и Чёрного морей, которая полностью отвечает социально-экономическому укладу жизни коренного населения города Темрюка и Темрюкского района на основе уникальных природных факторов, историко-археологического и культурного наследия.

Предлагаемый ООО "Порт Мечел-Темрюк" проект расширения угольного терминала в порту Темрюк не соответствует требованиям экологической безопасности курортной зоны и противоречит социально-экономическому укладу жизни местного населения.

Отсутствует экспертное заключение о воздействии данного проекта на объекты курортно-бальнеологического комплекса района, а представленный раздел ОВОС по водным биоресурсам не отражает фактической нагрузки на водные биоценозы и даже не имеет экономической оценки.

Считаю, что администрация МО "Темрюкский район", с учётом мнения общественных организаций, должна запретить дальнейшее наращивание объёмов перевалки угля и других экологически опасных грузов через порты Темрюкского района. Это только один из многочисленных примеров, подрывающих экологическую безопасность уникальной таманской земли и вызывающий у жителей смешанное чувство - удивления, негодования и страха.

При размещении и развитии производственных объектов с повышенной антропогенной нагрузкой на природную среду полуострова и акваторию водоёмов рыбохозяйственного и рекреационного значения инициаторы проекта должны учитывать в своих предложениях и проектах:

- обязательное сохранение естественного природного фона на основе внедрения передовых, высоко технологичных и безопасных методов ведения хозяйственной деятельности;

- учитывать мнение общественности по видам деятельности размещаемых объектов, применяемым технологиям и технической оснащённости, отвечающим Государственной стратегии "устойчивого развития".

По итогам проведения ООО "Порт Мечел-Темрюк" мероприятия 29 октября 2010 года общественные организации Таманского полуострова решили: "В связи с огромными недостатками в разделе проекта "Оценка воздействия на окружающую среду материалов обоснования деятельности ООО "Порт Мечел-Темрюк" в порту Темрюк, многочисленными процессуальными нарушениями процедуры проведения общественных слушаний, общественность Темрюкского района будет настаивать на признании общественных слушаний 29 октября 2010 года несостоявшимися".

Компания "Мечел" пришла в Темрюкский район три года назад, купив два причала в порту у ЗАО "Темрюк-Сотра". К настоящему время они купили еще четыре причала и планируют увеличить перевалку угля и кокса через порт до полутора миллионов тонн в год, помимо этого будут переваливать более 1 млн тонн в год других грузов, включая цемент и химические удобрения. Свои первые общественные слушания "Мечел" провел в 2007 году, когда уже вовсю шла перевалка угля, а в порту были складированы 350 тысяч тонн угля. На претензии общественности тогда руководство компании заявило, что планирует в Темрюке переваливать только уголь крупной фракции, не дающий большое количество пыли. Однако за прошедшие годы население района неоднократно в ветреные дни наблюдало, что над территорией порта стоит черное облако угольной пыли. Экологическую опасность перевалки угля усугубляет тот факт, что Темрюкский порт де-факто находится на территории водно-болотных угодий международного значения "Дельта Кубани", охраняемых согласно Рамсарской конвенции.

Если планы по расширению перевалки угля в порту Темрюк будут реализованы, не только будут уничтожены близлежащие рыбопитомники, в том числе и осетрового завода, нарушена экология Темрюкского залива, но и в целом экологическая обстановка в Темрюкском районе серьезно ухудшится.

Справка. Весной Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) удовлетворила ходатайство ООО "Управляющая Компания Мечел-Транс" о предоставлении прав, позволяющих осуществлять функции единоличного исполнительного органа ООО "Порт Мечел-Темрюк".

ООО "Порт Мечел-Темрюк" имеет два причала общей протяженностью 248 метров, основные виды грузов, обрабатываемые данной компанией - уголь, кокс и металлопрокат.

ООО "Управляющая компания "Мечел-Транс" начало работу с 1 апреля 2010 года. В функции управляющей компании входит комплексное решение транспортных задач, контроль над исполнением предприятиями графиков отгрузки, а также координация, планирование и анализ работы транспортных подразделений группы, развитие логистических активов и капитальное строительство.

Под управлением ООО "УК "Мечел-Транс" находятся ООО "Мечел-Транс" и ООО "Мечел-Транс" Украина", которые осуществляют перевозку грузов железнодорожным и автомобильным транспортом. -- Trans-Port (Украина)

Новости по этой теме

В Новости

Всего новостей  158106

ГОД:
МЕСЯЦ:
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
6
7
13
14
21
26
27
28
29
30

Подписка на рассылку

Ежедневные новости металлургии в Вашем почтовом ящике
RSS

Информер

Ежедневно обновляющиеся заголовки 10 последних новостей металлургии на вашем сайте

все информеры >>