Новости металлургии 

Metaldaily.ru/Новости - 07.12.2010

Председатель Правительства России В.В.Путин принял участие в пленарном заседании Межрегиональной конференции региональных отделений "Единой России" Дальневосточного федерального округа на тему "Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока

07.12.2010 - 14:27
млрд рублей вкладывает бизнес и 1,5 млрд вкладывает областное правительство. Два этапа строительства: первый этап – 2 года, второй этап – 3,5 года. Срок окупаемости проекта 5 лет.

Как Вы говорили, многие не верили в то, что планы Правительства, государства по Дальнему Востоку получится осуществить. Год назад никто не верил в наш проект. Когда нас поддержало областное правительство, к проекту стали как-то потихоньку поворачиваться лицом. Когда нас поддержала партия, сегодня все говорят, что это один из самых перспективных проектов. И это правда.

Мы думаем, что этот проект, при воплощении в жизнь, даст очень много плюсов. Первое, мы оставим шахтёрам возможность работать; второе, увеличим объём отгрузки в 6 раз. Доведём его до 6 млн тонн. Увеличим налоговую базу на миллиард рублей в год.

Экология. Мало того, что во-первых, у Южно-Сахалинской ТЭЦ, которая будет работать на газу, прекратятся эти грязные выбросы от угля и придёт более чистый газ. Второе – это угольная пыль. Грузовики, которые перевозят уголь, будут заменены экологически чистым электрическим конвейером. То есть все плюсы, которые могут быть, воплощены в этом проекте. И то, о чём опять же Вы говорили в своем выступлении: я внимательно слушал, когда Вы говорили, что сегодня на Дальнем Востоке современные порты. Порт, который мы предлагаем к постройке, ультрасовременный, он единственный сегодня в мире. Ведь мы идём прямо от месторождений, без единой перевалки, непосредственно в судно. Поэтому от этого проекта, наверное, гордость будет не только у сахалинцев, но и у всей страны, потому что он инновационный, он первый.

Мы, конечно, хотим, чтобы нас поддержала партия. Мы хотим, чтобы партия помогла нам переступить все административные барьеры, которые могут нам мешать. Мы просим поддержать нас, нас поддерживает руководство области, мы просим также и Вас поддержать нас. У нас есть три конкретных вопроса.

Первый вопрос – это пункт пропуска через государственную границу и зону таможенного контроля. Без поддержки Правительства, без Вашей поддержки нам этот вопрос просто не решить. Это довольно-таки сложная проблема: решение вопросов, связанных с обеспечением безопасности судоходства в акватории порта. Ну и последнее, наверное, это выделение и оформление участка земли под конвейер. Практически всё то, что Вы говорили в своей речи, Владимир Владимирович, отражено в нашем проекте. Но это не плагиат. Это просто говорит о том, что общество, власть и бизнес могут идти по одной дороге и им может быть по пути. Спасибо.

В.В.Путин: Что касается земли. Земля-то, она муниципальная или областная?

О.А.Мисевра: Областная.

В.В.Путин: Где здесь руководитель области?

А.В.Хорошавин (губернатор Сахалинской области): Да, Владимир Владимирович, мы в курсе этой проблемы. Когда будут конкретные вопросы по отводу земельных участков, мы их, конечно, решим. Сейчас будем разбираться, проект выходит на стадию реализации. Там возможно есть земли Гослесфонда, и здесь нужна будет федеральная составляющая.

В.В.Путин: Хорошо.

А.В.Хорошавин: А так, по области проблем не будет.

В.В.Путин: Вот видите, Олег Анатольевич обратился к партии «Единая Россия» за поддержкой. Здесь такое счастливое сочетание: руководитель области, он же партийный функционер. Ничего не мешает решить проблему с землеотводом.

С акваторией – я здесь тоже проблем не вижу. Это Минтранс должен...

О.А.Мисевра: «Росморпорт».

В.В.Путин: «Росморпорт». У нас Левитина нет здесь?

О.В.Белозеров (заместитель министра транспорта): Владимир Владимирович, Белозеров Олег Валентинович, заместитель министра. Здесь есть и руководитель «Росморпорта». Мы обсуждали вчера эту проблему, вопросов с обеспечением безопасности судоходства у нас тоже не будет, мы обеспечим вместе с «Росморпортом».

В.В.Путин: Передайте, пожалуйста, ему микрофончик.

И.М.Русу (генеральный директор «Росморпорта»): Владимир Владимирович, Вы правильно отметили, что за последние несколько лет на Дальнем Востоке было открыто три порта, такие как на Сахалине Пригородное, Де-Кастри (Хабаровский край) и последний в бухте Козьмино. Все вопросы, связанные с безопасностью мореплавания, навигационную обстановку обеспечивали мы. Поэтому у нас с Олегом Анатольевичем (О.А.Мисерва) полный контакт. Мы к концу года завершаем разработку декларации о намерениях, в январе подписываем инвестиционное соглашение и по плану реализуем этот проект.

В.В.Путин: И вперёд! Спасибо.

Помните, такая присказка у нас в советские времена ещё была?

Рубежи страны родной бережёт отлично

И не дремлет под сосной

Трезвый пограничник.

Владимир Егорович (обращаясь к В.Е.Проничеву – руководителю Пограничной службы ФСБ России)!

В.Е.Проничев: Заявка поступила, Владимир Владимирович, по поводу обустройства пункта пропуска, там никаких проблем нет. У нас есть штатные единицы...

В.В.Путин: Там же нужно помещение, где ребята работать будут.

В.Е.Проничев: 2012–2017 гг. – сейчас формируется федеральная целевая программа, идёт через Росграницу и поступает вся информация, они аккумулируют, интегрируют все заявки и непосредственно обустраивают...

В.В.Путин: Да, нужно, чтобы своевременно деньги были просто заложены туда, чтобы пограничникам было где работать.

Д.А.Безделов: Руководитель Росграницы Безделов Дмитрий Александрович. Владимир Владимирович, по процедурным вопросам мы понимаем, как и что делать. Единственное, в чем проблема, – у нас программа обустройства госграницы заканчивается в 2011 году и денег там не предусмотрено. Вот это будет вопрос, по которому требуется обсуждение.

В.В.Путин: Я про это и говорю. Подождите, так и что: предложения какие?

Д.А.Безделов: Предложения у нас есть, двумя путями мы идём. Процедурно этот вопрос понятный, а по вопросу источников финансирования у нас есть вопросы, которые бизнес...

В.В.Путин: Нет, какой здесь бизнес!? Мы должны обустроить пограничников! Что, нам бизнес будет пограничников обустраивать, что ли?

Д.А.Безделов: Владимир Владимирович, тогда вопрос второй: мы можем просто подготовить заявку на дополнительный объём...

В.В.Путин: Вы тогда подготовьте прямо на меня эту заявку, чтобы мы могли учесть это в бюджете в 2012 году. Вы когда должны запускать его?

О.А.Мисевра: В конце 2012-го первую очередь запускаем.

В.В.Путин: А вам, чтобы построить эти помещения, сколько нужно времени?

О.А.Мисевра: Цикл где-то до 12 месяцев.

В.В.Путин: То есть начать вам нужно в 2011-м, а в 2011-м деньги не заложены?

О.А.Мисевра: Деньги не заложены. Мы можем, конечно, за счёт экономии начать проектирование. Надо посмотреть. Здесь есть проблемы финансирования, процедурных вопросов нет.

В.В.Путин: Вы тогда подготовьте записку на моё имя, и мы вместе с Минфином подумаем, где нам взять хотя бы первую часть денег для того, чтобы сделать проект и начать работу, с тем чтобы основные деньги внести в бюджет 2012 года.

В.В.Путин: (обращаясь А.Ю.Бельянинову – руководителю Федеральной таможенной службы) А Вы чего улыбаетесь? Таможня добро даёт или не даёт?

О.А.Мисевра: А мы возьмём у них добро, Владимир Владимирович!

А.Ю.Бельянинов: Владимир Владимирович, я улыбаюсь, потому что хорошее настроение.

В.В.Путин: Андрей Юрьевич, а теперь скажите что-то такое, чтобы и у авторов проекта было хорошее настроение.

А.Ю.Бельянинов: Вы знаете, когда началось наше собрание, я был уверен, что передо мной сидит Марат Сафин. Когда Олег Анатольевич заговорил, я и не ожидал, что это сахалинский промышленник.

В.В.Путин: Ну, теперь сомнений нет, говорите, что делать будете.

А.Ю.Бельянинов: У нас тоже процедурно все понятно, дополнительную численность под пункт пропуска мы выделим и будем работать синхронно с пограничниками.

В.В.Путин: Ну а помещения соответствующие? Вы в таком же режиме совместно с Росграницей делаете?

А.Ю.Бельянинов: А это общие требования, предъявляемые всеми службами, которые работают на границе.

В.В.Путин: То есть вы будете делать единое для них сооружение?

А.Ю.Бельянинов: Да, конечно. У нас комплекс помещений единый, представляем только по таможенникам и пограничникам.

В.В.Путин: Ну, хорошо. Тогда таможенная служба и пограничная должны вовремя среагировать по поводу численного состава.

А на самом предприятии не будет проблем? Как у вас сейчас с заработной платой? Как формируется заработная плата горняков? Сколько там постоянная составляющая? Сколько другая часть?

О.А.Мисевра: Владимир Владимирович, после «Распадской» у всех постоянная составляющая 70%.

В.В.Путин: То есть вы довели...

О.А.Мисевра: Конечно, мы внимательно следили, мы подстроились под все новые требования. Сегодня у нас везде постоянная составляющая – 70%, 30 – переменная.

В.В.Путин: То есть вы это реализовали, всё это у вас есть?

О.А.Мисевра: Мы это реализовали ещё летом.

В.В.Путин: А средняя заработная плата у горняков какая?

О.А.Мисевра: Средняя у нас, у специалистов, от 38 до 45 тысяч. Если брать среднюю по всему предприятию в целом, то порядка 28 тысяч.

В.В.Путин: То есть минимальная получается где-то до 20 тысяч? Что-то маловато.

О.А.Мисевра: 18. Где-то так.

В.В.Путин: Маловато что-то для Сахалина.

О.А.Мисевра: Это совсем небольшая категория, Владимир Владимирович. Основные специалисты, горняки, получают хорошо. Но будем подтягивать постепенно, тем более что сейчас, с выходом предприятия на объёмы у нас в принципе будет всё меняться. Мы меняем полностью технику, мы уже сегодня провели переговоры с «Липхером», «Катерпиллером». Мы будем обучать людей сейчас, будем менять это положение. Производительность увеличится, мы автоматически всё это будем менять, естественно.

В.В.Путин: Да, конечно, но нужно обеспечить обновление производства, на новый технологический уровень.

О.А.Мисевра: На старом мы и не сможем производить.

В.В.Путин: А эти дополнительные три тысячи человек – вы их откуда возьмёте?

О.А.Мисевра: Это, в основном, обучение.

В.В.Путин: Это местные жители?

О.А.Мисевра: Да. Уже сейчас мы начинаем программу. Мы уже первых специалистов отправляем с Нового года в Америку и Германию обучаться работе с новой техникой. Это первый шаг, который мы делаем. Потом мы будем организовывать обучение у себя, внутри. Конечно, дорого возить специалистов, хотя сегодня мы этим пользуемся, сегодня есть нехватка специалистов. Сегодня мы привозим из России, но хотим уйти от этой практики, потому что для нас это дорого.

В.В.Путин: Что говорит такое? Из какой России? А мы где с вами находимся? Не в России что ли?

О.А.Мисевра: Потому что Сахалин – это остров. Мы везём с материка. Есть такое выражение.

В.В.Путин: Ну с материка, но не из России же. Я обращаю ваше внимание на то, как называется наша партия – «Единая Россия»!

Пожалуйста, с Сахалина есть какие-то вопросы или комментарии к тому проекту, который мы обсуждаем, или к другим вопросам, связанным с развитием этой территории?

Реплика: Поддержать

В.В.Путин: Поддерживаем, как вы видите. Так что, уверен, что с этим проектом всё будет нормально.

Хорошо. Тогда дальше. Татьяна Анатольевна (Т.А.Чусова), заместитель председателя правительства Амурской области. «Развитие Амурской области» – доклад. Пожалуйста.

Д.В.Колесников: Владимир Владимирович. Можно вопрос?

В.В.Путин: Да, пожалуйста.

Д.В.Колесников: Я немножко задержался. Колесников Дмитрий Витальевич, главный инженер ОАО «Геодерм», ОАО «РусГидро», Камчатский край.

Уважаемый Владимир Владимирович! У меня в принципе вопрос к Вам. Конечно, без сомнения, те проекты, которые здесь рассмотрены, связанные с углём, жизненно необходимы и нужны.

Но Дальний Восток чем характеризуется? Что здесь огромный потенциал по развитию альтернативной энергетики и именно на возобновляемых источниках. Основную часть потенциала составляют геотермальная энергия, энергия ветра, также интересна энергия приливов.

Вопрос заключается в следующем: будут ли поддержаны дальневосточные проекты в сфере альтернативной энергетики нашим Правительством? Это основной вопрос. Но я не удержусь, как говорится, и о наболевшем тоже. О наболевшем – это об Исландии. Исландия в принципе хорошая страна, мы её прекрасно знаем. Камчатка, уверяю Вас, нисколько не хуже в отношении обеспеченности природными возобновляемыми источниками энергии.

У меня просьба такая – в принципе помочь определиться в конце концов со стратегией развития энергетики Камчатского края. На чём она будет базироваться: или на традиционной топливной энергетике с мазутом и газом (естественно, с высокой себестоимостью производства киловатта), или это будут плавучие атомные электростанции, или это будет всё-таки основано на геотермальной энергетике, на её развитии?

Геотермальная энергетика на Камчатке работает давно, работает успешно, даёт 30% электроэнергии в Центральном камчатском энергоузле. Здесь необходима именно чётко поставленная и видимая стратегическая цель по генерации. Почему? Потому что те разные, отдельные проекты, если мы их будем рассматривать отдельно, они будут, скажем так, не очень эффективны. Здесь нужен именно системный подход. Спасибо.

В.В.Путин: Я уже говорил, по-моему, даже в своём выступлении, что мы должны обеспечить, должны создавать сбалансированную энергетику. Только в этом случае она будет устойчивой. Что касается так называемых нетрадиционных видов энергии... Потому что, если посмотреть на баланс, который считают, скажем, специалисты ООН или специалисты, привлекаемые Организацией Объединенных Наций, - они говорят о том, что объёмы потребления энергии будут расти, а соотношение между различными видами примерно останется таким, как есть.

Для нашей страны всё-таки альтернативные виды, конечно, нужно развивать, они у нас недостаточно развиты. Это касается всех направлений. Это касается гидротермальных источников, это касается солнечной энергетики, энергии приливов и отливов, ветров и т.д.

Между тем в каждой из них, за исключением, может быть, солнечной энергии, есть свои плюсы и минусы. Скажем эти ветряки, которые очень распространены во многих европейских странах. Казалось бы, это совсем уж чистый, экологичный вид энергии. А это и не так оказывается: они птиц убивают. Там такая вибрация, даже червяки на поверхность вылезают, я уже не говорю про всяких кротов. Это реальная экологическая проблема.

Но это совсем не значит, что мы не должны об этом думать. Мы и о водородной энергии должны думать. Но, развивая все эти направления – а мы обязательно должны развивать все эти направления, – мы должны думать о будущем и об экономической целесообразности. Всегда нужно считать вперёд. Геотермальные источники для Камчатки конечно очень перспективные. Именно поэтому после встречи с Президентом Исландии я попросил туда выехать группу наших специалистов из Министерства энергетики и из руководства Камчатского края. Алексей Алексеевич (обращаясь к А.А. Кузьмицкому – губернатору Камчатского края) ездили вы туда? Расскажите.

А.А.Кузьмицкий: По Вашему поручению министр энергетики, я и руководители «РусГидро» выезжали в Исландию, ознакомились с опытом функционирования гидротермальных станций. На самом деле там использованы все инновационные технологии в этом направлении. Министр энергетики делал на Президиуме Правительства доклад, было принято решение более тесно сотрудничать. Начиная с Президента и до клерка в любом министерстве все говорили о Камчатке. В будущем, наверное, будет подписано соглашение о развитии геотермальной энергетики на Камчатке с использованием тех инновационных технологий, которые на сегодняшний день применяются в Исландии. Инвестиционные вложения не сильно дёшевы, но очень дешёвая эксплуатация. Имея такие возможности на Камчатке и имея концепцию развития энергетики, это, на наш взгляд, приоритетное направление. У нас на самом деле сложный топливно-энергетический баланс, установленные мощности превышают в 2 раза пиковое потребление. На сегодняшний день основные акценты мы делаем на использование газа и геотермальной энергетики.

В.В.Путин: Так что мы обращаем на это внимание, не проходим мимо той проблемы, которую вы поставили. И обязательно будем развивать все эти направления. Вы знаете, для меня неожиданным стало, когда совершенно недавно был на открытии нового месторождения (новое предприятие было построено компанией НОВАТЭК) по производству газа и по его перекачке в магистральные трубопроводы… Что меня удивило, удивило реально – это то, что они для перекачки газа по построенному трубопроводу используют энергию ветра и солнечную. Это в каких широтах?! В Заполярье! На мой вопрос: «А как же здесь работают солнечные батареи?» – говорят: «Работают». Этой энергии хватает для того, чтобы питать подстанции, которые занимаются перекачкой газа. А когда солнце садится даже в Заполярье, ветряки работают.

В принципе, сочетание всех этих элементов возможно даже в таких условиях. Удивительно, но факт. Но, повторяю ещё раз: мы, конечно, очень внимательно должны смотреть за экономикой использования каждого из этих видов энергии и не забывать, что мы всё-таки нефтяная, газовая страна. Про это тоже мы не должны забывать. Потому что мне иногда кажется, что особенно европейские компании, американские компании, которые производят соответствующее оборудование, они свою продукцию рекламируют, а наши возможности стараются из конкурентных соображений немножко в сторону подвинуть. Но думать мы должны обо всех этих направлениях. Мы так и делаем.

А.А.Кузьмицкий: Хочется подчеркнуть, что у нас самый дешёвый тариф работает на геотермальных станциях в Камчатском крае.

В.В.Путин: Да, да.

А.А.Кузьмицкий: Это 1 рубль 78 копеек. Это хорошая в этих условиях цифра.

В.В.Путин: Да, я знаю.

Д.В.Колесников: Хочется ещё отметить, что геотермальная энергетика по своему назначению сейчас не только занимается генерацией – разрабатываются новые проекты по вторичному использованию тепла, отработок. Это означает установки с низкими параметрами, которые могут использовать те тепловые выбросы, те тепловые загрязнения, которые есть на крупных промышленных предприятиях – не только где-то на месторождениях термальных вод, но и по России в целом.

Первый блок будет у нас ставиться в конце 2011 года. Проект трудный, тяжелый, но, надеюсь, мы его сделаем. Это именно наши технологии, наши научные разработки и наше оборудование. То есть в этом направлении мы идём и у нас есть перспективные разработки именно уже на базе геотермальной энергетики. Уже новые пласты новых перспективных направлений у нас открываются тогда.

В.В.Путин: Здорово. Нужна какая-то дополнительная поддержка в реализации ваших планов или что?

Д.В.Колесников: Поддержка, конечно, всегда нужна. Дело в том, что действительно те инвестиции, которые необходимы для развития, комплекс инвестиций, самому предприятию, нашему «Геотерму» и даже «РусГидро», тяжело потянуть. Потому что это очень большой комплекс: и высоковольтные линии, допустим, и разведка новых месторождений термальных вод…

В.В.Путин: А вы губернатору докладывали об этом? Он знает?

Д.В.Колесников: Конечно.

А.А.Кузьмицкий: Я знаю, Владимир Владимирович, об этом проекте. Это называется бинарным циклом – это инновационная технология. На самом деле он будет реализован: финансовое обеспечение проекта есть за счёт инвестиционной программы «РусГидро».

В.В.Путин: Но вот тогда вместе с компанией подумайте. Если нужна поддержка федерального уровня, тогда доложите мне. Давайте вместе подумаем, что можно сделать.

А.А.Кузьмицкий: Владимир Владимирович, финансовой поддержки не надо. Если какая-нибудь другая.

В.В.Путин: Какая другая?

А.А.Кузьмицкий: Политическая поддержка.

В.В.Путин: Политическая? Какая там политика? Работать надо просто.

А.А.Кузьмицкий: Я хотел бы ещё дополнить. В изолированных…

В.В.Путин: Давайте, Алексей, Вы обобщите тогда всё, что было сказано. Если Вы знаете этот проект, то представьте свои соображения.

А.А.Кузьмицкий: Хорошо.

В.В.Путин: Нужно будет что-то сделать – давайте подумаем. Хорошо?

А.А.Кузьмицкий: Хорошо.

В.В.Путин: Договорились. Давайте дальше пойдём. Пожалуйста, Чусова Татьяна Анатольевна.

Т.А.Чусова (заместитель председателя правительства Амурской области, координатор регионального партийного проекта «Развитие Амурской области»): Проект, который я хочу представить Вашему вниманию, – без преувеличения, уникальный. Он предполагает создание новой отрасли промышленности на Дальнем Востоке (чёрной металлургии) и базируется на современной технологии последнего десятилетия.

Идея создать металлургический комплекс в Приамурье, построить металлургический комбинат в Амурской области – идея не новая, ей отроду лет 60 уже. Но к воплощению этой идеи приступили только сейчас, вернее, несколько лет назад, с момента начала реализации проекта.

Проект предполагает создание четырёх металлургических предприятий на территории Амурской области и соседней Еврейской автономной области. Первый из них – Олекминский ГОК – уже введён в эксплуатацию в этом году. Я хочу отметить: построено предприятие за два года, а для предприятия такого профиля (проектирование, экспертиза и строительство за два года) – это достижение. Сегодня предприятие производит железорудный концентрат. В дальнейшем проектом предусмотрено производство концентрата ильменитового. Ильменит – это железняк с высоким содержанием титана. Ильменитовый концентрат – это сырьё для производства диоксида титана.

В.В.Путин: Извините, пожалуйста, Вы какую должность там занимаете? Зампредседателя правительства Амурской области?

Т.А.Чусова: Да.

В.В.Путин: Металлург настоящий.

Т.А.Чусова: Диоксид титана – это основа большинства современных красителей. И именно с приходом в Амурскую область газа в 2015 году проектом предусмотрено строительство завода по производству диоксида титана. Титановые белила широко используются в фармацевтике, пищевой промышленности, производстве стекла, бумаги. Вот этот лист не был бы таким белым без этих самых белил. Но, несмотря на то, что устойчивый спрос есть на эту продукцию, собственного производства в России пока нет. На пространстве СНГ есть одно подобное предприятие – на Украине. Второе предприятие комплекса – это Гаринский горнообогатительный комбинат, находится…

В.В.Путин: На Украине вы говорите, да?

Т.А.Чусова: На Украине, да.

В.В.Путин: А где?

Реплика: Город Армянск и город Сумы.

В.В.Путин: Я почему спрашиваю. Мы там кое-чего прикупили, может быть, это наше уже. Ну ладно, посмотрим. Пожалуйста, извините.

Т.А.Чусова: Второе предприятие комплекса – это Гаринский горно-обогатительный комбинат – находится в самом центре Амурской области. И тоже тема не новая – месторождение открыто в 1960-м, но промышленной жизни так и не получило, запасов – на 100 лет работы. Но само месторождение равноудалено и от БАМа, и от Транссиба на 140 км. Сейчас идёт проектирование этого предприятия и строительные работы начнутся в 2012 году.

Сейчас развёрнуты работы в соседней, Еврейской автономной области, на третьем предприятии – Кимкано-Сутарском ГОКе, и производственный процесс здесь начнётся в 2013 году. Именно с введением этого предприятия субъект выйдет на бездотационный уровень развития. Кульминацией проекта является создание в Амурской области металлургического производства. Отмечу: на уникальной, инновационной технологии, в промышленном масштабе в мире эта технология используется с прошлого года, и поэтому предприятий таких на сегодняшний день одно – в Америке. Наше предприятие будет вторым подобным предприятием. Смысл в том, что технология прямого восстановления железа, полностью закрытый производственный цикл, за технологическим процессом можно будет смотреть на экране компьютера.

И вот в пригоршне те самые маленькие кружочки (их ещё называют наггетсами) – это как раз и есть прямовосстановленное железо, и монитор – это, собственно, технологический цикл, на котором можно будет следить за отделением шлака. Предприятие, конечно, энергоёмкое, но в сравнении с традиционной технологией на треть эффективнее.

Это базовые точки проекта. Но реализовать столь масштабный проект без структурного каркаса, без транспортного каркаса, конечно, невозможно. Потому что речь идёт не о десятках и тысячах, а о миллионах тонн грузов. Проблема как раз заключается в этом. Инвестор, который реализует проект (а проект капиталоёмкий: цена вопроса более 108 млрд рублей, уже инвестором вложено около 40 млрд рублей) готов вкладывать деньги и в развитие инфраструктуры, но с пониманием схемы финансирования и возвратности финансовых ресурсов, вложенных в инфраструктуру.

И ещё хочу заметить, что успех проекта, конечно же, во многом определяется инвестором. И компания (это у нас группа компаний «Петропавловск») комплексно подходит к реализации проекта, начиная от геологоразведки и заканчивая подготовкой кадров для предприятий металлургии. Собственный колледж, Покровский горный колледж, который сейчас ведёт подготовку по 42 специальностям. На базе Амурского университета подготовлена программа для инженерных кадров, и студенты проходят практику на опытном промышленном предприятии. Кстати, Владимир Владимирович, такое предприятие на Дальнем Востоке и в Сибири – одно. На предприятии используются технологии обогащения, которые распространены на современных обогатительных фабриках мира. Для любого мальчишки попасть на такое предприятие – это удача. Был уже первый выпуск – 200 человек, из них 196 трудоустроены на предприятиях компании.

Проект, безусловно, системный, системный не только для отрасли, но и для всего Дальнего Востока. Это не только наша Амурская область, где расположены базовые предприятия комплекса, это Еврейская автономная область, где расположен и ГОК и железная дорога, мостовой железнодорожный переход. Это Хабаровск с терминалом в Совгавани, через который продукция металлургического комплекса пойдёт в Китай, Корею, Японию и другие страны. Это, безусловно, Якутия, где угли Олекмы пойдут на металлургическое производство. Это Приморье с судостроительными предприятиями. То есть эти в первом приближении шесть субъектов Федерации могут полностью поменять структуру экономики, а на самом деле, безусловно, это экономическая структура всего Дальнего Востока.

И мы надеемся, что при партийной поддержке этот проект будет реализован в полном виде, в полном масштабе. А при создании транспортной инфраструктуры продукция металлургического комплекса приблизится к потребителям.

В.В.Путин: Татьяна Анатольевна, а сколько всего объём инвестиций в это предприятие? Сколько?

Т.А.Чусова: 108 млрд рублей. Уже вложено около 40.

В.В.Путин: Миллиардов?

Т.А.Чусова: Миллиардов. Металлургическое производство капиталоёмкое– миллиардов.

В.В.Путин: Уже вложено?

Т.А.Чусова: Уже вложено около 40 по всему комплексу – не только в Амурской области, но по всему комплексу.

В.В.Путин: Впечатляет. Реально впечатляет, без шуток.

Т.А.Чусова: Это уникально. И, Владимир Владимирович, можно же его назвать мегапроектом, ну после космодрома?

В.В.Путин: Да. Супер! А о какой инфраструктуре вы говорили? Вы сказали: «нужно сопутствующее развитие инфраструктуры». Какой?

Т.А.Чусова: О двух моментах.

Если мы говорим об Амурской области, это, конечно, железная дорога. Я говорила: месторождение – посередине Транссиба и БАМа. Она заложена в стратегию развития железнодорожного…

В.В.Путин: Месторождение как раз посередине между двумя этими магистралями, да?

Т.А.Чусова: Между, вот именно. Именно поэтому столько лет это месторождение не разрабатывалось. Ветка Шимоновск–Гари заложена в стратегии развития железнодорожного транспорта, но на отдалённую перспективу до 2030 года, а Гаринский ГО будет введён в эксплуатацию в 2014-м. Вот для Амурской области у нас это основная проблема.

Для Еврейской автономной области это железнодорожный мост через реку Амур. Если он будет построен, это сократит путь металлургической продукции в страны Юго-Восточной Азии на 1,5 тыс. км. Это показатель.

В.В.Путин: Сейчас Владимир Иванович Якунин нам расскажет, как он будет развивать эту ветку.

В.И.Якунин (президент РАО «РЖД»): Владимир Владимирович, я осенью этого года был на этом предприятии, встречался с владельцем и с руководством этого предприятия. Мы рассматривали вопросы транспортного обеспечения этого проекта.

У нас подписано с ними соглашение. По этому соглашению подразумевается государственно-частное партнёрство в части, касающейся подъездного пути к нашей станции. Они были готовы взять эти расходы на себя. То, что касается тупиковой сегодня ветки, которая идёт от станции примыкания до границы, - у нас действительно это включено в наши программы, и мы уже инвестируем деньги в это развитие.

То, что касается моста через Амур, – не мне решать. Эта тема должна была быть вынесена на рассмотрение для инвестирования из Инвестиционного фонда Российской Федерации.

В.В.Путин: Сколько метров мост?

В.И.Якунин: Сколько метров – не скажу, но около 12 млрд – стоимость.

В.В.Путин: Больше 12 млрд тогда будет.

В.И.Якунин: Написано 12,2 млрд. Да, в принципе, Владимир Владимирович, 12 или 10 млрд, проблема заключается в том, что эта инфраструктура с точки зрения коммерческого использования будет окупаться десятилетия. Понятно, что она с коммерческой точки зрения для развития непривлекательна. Здесь необходима, конечно, государственная поддержка.

По тем вопросам, которые здесь поставлены, я говорю, что мы с предприятием работаем, и у нас это действительно включено в программу.

Что касается вопроса о перенесении инвестиций на более приближённый период времени, то это находится за пределами компетенции совета директоров и правления компании, Владимир Владимирович.

В.В.Путин: Почему?

В.И.Якунин: Потому что у нас программа утверждается Правительством. В этой программе предусматриваются...

В.В.Путин: Вы напишите другую программу. Мы утвердим.

В.И.Якунин: Владимир Владимирович, я бы написал, но у нас есть Минфин. И у нас есть понятные ограничения финансового плана.

В.В.Путин: Владимир Иванович, конечно, есть Минфин, есть ограничения, связанные с бюджетным финансированием, но есть и приоритеты. Ведь не от Минфина, а от вас зависит, что в первую очередь, а что во вторую.

В.И.Якунин: Владимир Владимирович, если позволите, можно я про инфраструктуру вообще несколько слов скажу, чтобы было понятно, что мы именно с таким подходом работаем над инвестиционной программой.

Я сегодня встречался с полномочным представителем Президента Ишаевым Виктором Ивановичем. Он ведёт совместную программу по выработке концепции развития зоны БАМа вообще. Точно так же мы работаем со всеми губернаторами. У нас сегодня объём грузов, которые мы везём в направлении дальневосточных портов, превышает самый грузонапряжённый период советской истории – 1988 год. Мы только за этот год увеличили объём перевозки в этом направлении на 23–28%.

БАМ требует развития. И это связано не только с реализацией проекта Петропавловска. Это вообще требует государственного подхода и внимания. Я знаю, что партия взяла под контроль этот проект. Член Государственной Думы, зампредседателя комитета по транспорту Клименко Владимир Витальевич подготовил концепцию. Для того чтобы решить эти проблемы, невозможно просто выделить дополнительно 10 млрд или 40 млрд. Мы предлагаем рассмотреть вопрос о выпуске инфраструктурных облигаций, без которых развитие транспортной инфраструктуры этого региона и страны в целом будет по-настоящему очень затруднено, Владимир Владимирович.

А что касается этого конкретного проекта – мы с ним работаем. Спасибо.

В.В.Путин: Владимир Иванович закончил позитивно, хотя весь пафос заключался в том, что у вас большой проект, но есть и побольше проблемы, которые надо решить. Но проблем, конечно, вообще у нас в стране много – и по транспорту, и по железнодорожному транспорту в том числе. Давайте мы всё-таки вот этот конкретный проект - как-то повнимательнее на него посмотрим. И если действительно инвестор вкладывает туда такие деньги - в принципе для страны это серьёзная инвестиция, а для Дальнего Востока тем более. Общая инвестиция, Вы сказали, 100 с лишним миллиардов?

Ответ: 108. Более 108.

В.В.Путин: Очень приличная инвестиция! Огромная просто. Для любого проекта в любой части страны. Это суперпроект! Без всякого преувеличения. Это всё частные инвестиции?

Ответ: Без бюджетных средств пока.

В.В.Путин: Без бюджетных средств. Конечно, мы с Владимиром Ивановичем уже разговаривали сегодня по поводу развития БАМа и я об этом сказал в своём выступлении. Разумеется, это масштабная работа и мы к ней вернёмся обязательно. Подготовьте свои развёрнутые предложения.

В.И.Якунин: Хорошо.

В.В.Путин: А по проекту тем не менее давайте отдельно посмотрим. Такие проекты надо поддержать.

В.И.Якунин: Хорошо, Владимир Владимирович.

В.В.Путин: Надо поддерживать обязательно.

Пожалуйста.

Представитель компании «Петропавловск»: Здравствуйте Владимир Владимирович, я представляю компанию «Петропавловск», которая, собственно, и является инвестором этого всего.

В.В.Путин: Откуда у вас такие деньги? Ладно, не будем ковыряться в кармане.

Представитель компании «Петропавловск»: Нет, я с удовольствием расскажу. Ничего секретного нет, всё чисто, белое. Мы собираем деньги на бирже уже в течение 12 лет. До сих пор делали это на лондонской бирже, сейчас начали делать в Гонконге, с осени этого года.

В.В.Путин: Под хорошие проекты можно собрать действительно, если грамотно работать и если потенциальные инвесторы видят, что это окупаемый проект. Почему же нет? На самом деле денег в мире много, мест приложения средств не так уж и много. Это серьёзная вещь. И, кстати говоря, для нашей страны это становится всё легче и легче. Я имею в виду, что у нас стабильное развитие экономики, стабильная политическая ситуация – это крайне важно для потенциальных инвесторов, которые ищут приложения своим капиталам.

Представитель компании «Петропавловск»: Это очень сложный процесс – собирать такие деньги, тем более для такой малоразвитой территории, относительно малоразвитой, и очень удалённой, а самое главное – неизвестной для людей в мире. Очень сложно объяснить людям то, как можно построить предприятие на северо-востоке Амурской области. Но мы за последние 15 лет построили уже пять предприятий, они все новые, ни одно из них не приватизировано, и Татьяна Анатольевна (Т.А.Чусова) упомянула об этом – у нас порядка девяти тысяч рабочих мест создано за это время.

Если можно, хотел бы высказать буквально два чаяния, которые постоянно возникают при реализации такого рода проектов. Буквально всю осень провели мы, ходя по миру с протянутой рукой, пытаясь найти деньги для продолжения строительства нашего проекта в Еврейской автономной области. Нашли, к сожалению, не так много, как хотелось бы, но главная проблема, с которой я всегда сталкивался, разговаривая с потенциальными инвесторами – а мы порядка 108 встреч провели за три недели, – все очень удивляются тому, как мы пытаемся создать горнорудное, железорудное производство так далеко от моря. Все понимают, что железорудное производство должно быть по возможности близко к морю, так чтобы чуть-чуть проехать, погрузить в пароход и отвезти к потребителю. Мы теперь это тоже очень хорошо понимаем. Потому что раньше, когда мы только начинали строительство первого предприятия, которое уже построено, доставка до потребителя стоила 13 долларов на тонну (извините, я буду долларами пользоваться), а сейчас она стоит 43 доллара. Она будет чуть-чуть меньше, когда мы выйдем на полную мощность для первого предприятия, но тем не менее факт остаётся фактом – очень дорого доставлять.

В.В.Путин: Вы везёте в какой порт?

Представитель компании «Петропавловск»: Мы везём не в порт, мы везём на обычный пограничный переход, в Гродеково.

В.В.Путин: В Китай?

Представитель компании «Петропавловск»: Это в Приморье. Да, в Китай. Потребитель находится очень близко к Суйфэньхэ, и им это очень удобно.

Так вот рядом с нами довольно много других месторождений, и если те, кто попытается осваивать эти другие железорудные месторождения, посмотрит на экономику, которая есть у нас сейчас, на которую очень сильно влияет стоимость транспортировки, боюсь, что у них пропадёт желание осваивать. Или те, кто будет думать, можно ли им дать деньги на освоение, - они не захотят.

В.В.Путин: Вы сейчас говорите о росте тарифов железнодорожного транспорта?

Представитель компании «Петропавловск»: Не о тарифах, а в целом о затратах на транспортировку. Тарифы не так сильно растут, как затраты на транспортировку.

В.В.Путин: А структура какая там? Кроме тарифов что там ещё?

Представитель компании «Петропавловск»: Затраты на услуги транспортной компании, которые с 2009 года... Конкретное предложение: я услышал, что есть программа развития БАМа...

В.В.Путин: Нет, секундочку, подождите. Мне всё-таки это интересно. Если тарифы – не самое главное, а услуги транспортной компании из чего складываются? Они откуда их «выковыривают»?

Представитель компании «Петропавловск»: Процентов тридцать – это, собственно, тариф, он называется «Тариф 10/01», который и раньше был просто как оплата услуг железнодорожников. Сверху этого ещё процентов шестьдесят – затраты на аренду вагонов у транспортной компании. В нашем случае это государственная транспортная компания – дочернее предприятие ОАО «РЖД». Я не хочу предъявлять им претензии...

В.В.Путин: Боится говорить при Якунине. Владимир Иванович (обращаясь к В.И.Якунину). Вы давно должны были приватизировать эту компанию, а вы все её держите и тарифы там задираете.

В.И.Якунин: Владимир Владимирович, я думаю это не совсем чёткое понимание системы. Всё, что касается железнодорожных тарифов, устанавливаемых государством, – это всё правильно. То, что касается вагонов, – вагонная составляющая в тарифе сегодня это где-то около 20% максимум. И это зависит исключительно от спроса. Вот передо мной сидит человек, который очень хорошо это знает. Это «Евразхолдинг», который очень хорошо знает эту тему.

В.В.Путин: Ну мы хорошо знакомы с господином Абрамовым (президент Evraz Group А.Г.Абрамов).

В.И.Якунин: Проблема заключается в удаленности и, естественно, в оплате услуг как инфраструктурного тарифа, так и вагонной стоимости для перевозки этого сырья.

В.В.Путин: Причём здесь удаленность? Они же не везут в европейскую часть, они везут к госгранице.

В.И.Якунин: Это достаточно далеко, Владимир Владимирович.

Представитель компании «Петропавловск»: Я хотел сказать, что специально нужно что-то применить в виде дотации для конкретно этой части нашей страны. Именно из неё очень тяжело вывезти.

В.В.Путин: Так у нас и так есть дотации на перевозки на Дальний Восток.

Представитель компании «Петропавловск»: Нет, для железной дороги нет этого.

В.В.Путин: Ну как нет? Пониженный тариф...

Представитель компании «Петропавловск»: Для железной руды – нету.

В.И.Якунин: Владимир Владимирович, тут без субсидий или без специального тарифа, конечно, им с этой стоимостью не справиться. Это просто далеко.

В.В.Путин: Нет, секундочку. У нас какой понижающий коэффициент действует здесь на перевозки на дальние расстояния?

В.И.Якунин: Прейскурант 10/01 подразумевает снижение стоимости тарифа при превышении 3000 км. Значит, этого всё равно вот в таких отдалённых регионах будет недостаточно.

Представитель компании «Петропавловск»: Эта скидка у нас учтена уже.

В.И.Якунин: Это у нас естественная ситуация. В своё время также специальные тарифы вводились для перевозки грузов на Дальний Восток и с Дальнего Востока, в регионы Крайнего Севера.

В.В.Путин: Хорошо. Давайте посмотрим на это так. Но что касается стоимости аренды вагонов – это тоже вопрос, ждущий своего кропотливого исследователя в лице антимонопольной службы.

В.И.Якунин: Нет проблем.

В.В.Путин: Но в целом давайте ещё раз вернёмся, давайте сформулируем поручение Министерству экономического развития, Минтрансу и вместе с вами подумаем, потому что – я прошу прощения у аудитории, но это один из ключевых вопросов развития территории Дальнего Востока, вот вся эта тарифная составляющая.

Представитель компании «Петропавловск»: И это можно привязать просто к появлению новых грузов, которые будут генерироваться именно с освоения новых месторождений.

В.В.Путин: Давайте посмотрим. Давайте сформулируем это поручение Минэкономразвития, Минтрансу.

В.И.Якунин: При этом, Владимир Владимирович, целесообразно отметить, что по-прежнему мы говорим о вывозе – о вывозе ресурса в Китай, поэтому, может быть, стоит говорить о том, чтобы это можно было потреблять и у нас.

В.В.Путин: Ну речь же идёт о создании металлургического предприятия?

Представитель компании «Петропавловск»: Мы не отказываемся от того, что мы уже сейчас глубоко обогащаем продукт прямо на месторождении. Первое наше предприятие стоило 200 млн долларов и основные наши затраты – на обогатительную фабрику.

В.В.Путин: Мы и здесь, так же как и во всех других отраслях, будем стремиться к тому, чтобы создавать условия для переработки на территории России. Вот я говорил о лесе: кругляк будем придерживать, а значит, продукты переработки будем развивать. То же самое вот в этой отрасли.

Представитель компании «Петропавловск»: Уверяю вас, природа уже расстоянием создала нам все условия, чтобы мы были очень заинтересованы максимально уменьшить количество груза, которое мы везём, хотя РЖД любит, чтобы мы возили больше.

В.В.Путин: Ну давайте посмотрим, мы это обязательно посмотрим в Москве.

Представитель компании «Петропавловск»: Второе чаяние можно высказать?

В.В.Путин: Пожалуйста.

Представитель компании «Петропавловск»: Вот эта ветка – Шимоновск–Гарь. Мы с удовольствием готовы и для неё найти финансирование. Единственное, что нам нужно, – понимать, как потом это финансирование вернётся к нам. И то же самое касается моста: и мост, и эта ветка требуют какого-то механизма, для того чтобы возвращались оттуда деньги. Один из механизмов – это, возможно, если мы построим эту ветку, её потом могло бы купить РЖД, если РЖД это интересно будет, с учетом того что там кто-то может что-то возить, кроме нас.

В.В.Путин: Ну это давний вопрос, значит, касается всего транспорта, в том числе и трубопроводного: мы построим – пускай «Газпром» у нас купит, мы построим ветку – пускай у нас РЖД купит. Это нужно считать, всё надо посмотреть, посчитать. Мы это сделаем. Давайте посчитаем и посмотрим.

Представитель компании «Петропавловск»: Если есть какой-то такой механизм, если возможно найти такой механизм, который бы позволил это делать, это тоже поспособствовало бы развитию горнорудных производств там.

В.В.Путин: Давайте посмотрим. Но единственное, на что хочу обратить внимание, ещё раз к этому вернуться… Мы же не так часто здесь встречаемся. Это же важно для предприятия, важно для конкретного проекта, важно для региона. Конечно, мы будем поддерживать прежде всего такие проекты, которые нацелены на переработку, на второй, третий передел и так далее, а не просто на вывоз ресурсов. Здесь Якунин прав. Надо из этого исходить.

Представитель компании «Петропавловск»: Не волнуйтесь, могу пообещать – будет.

В.В.Путин: Нет, я буду волноваться. А как же мне не волноваться?

Представитель компании «Петропавловск»: В общем, жду помощи.

В.В.Путин: Хорошо. Всё, я услышал Вас. Спасибо.

В.П.Михалёв: Владимир Владимирович, можно по переработке?

В.В.Путин: Пожалуйста.

В.П.Михалёв (глава Комсомольска-на-Амуре): Благодаря очень большой Вашей поддержке в городе Комсомольске-на-Амуре продолжает работать крупный металлургический центр, который может переработать 2 млн тонн металлолома или 2 млн прямовосстановленного железа, что и предусматривает этот проект.

В.В.Путин: Это «Амурметалл», да?

В.П.Михалёв: Да, «Амурметалл». Поэтому сейчас в связи с резким уменьшением металлолома на Дальнем Востоке вопрос обеспечения сырьём «Амурметалла» приобретает большую остроту. И, конечно, я бы хотел, чтобы вот этот проект предусматривал и поставку в первую очередь восстановленного железа как раз к нам в Комсомольск-на-Амуре раньше, чем строительство моста в Китай, и также быстрее построить завод по получению железа прямого восстановления.

В.В.Путин: Это существенная корректива. Мы с вами не зря собрались сегодня. На самом деле я без всякой иронии, без всяких шуток говорю: это всё очень сущностные вопросы развития Дальнего Востока, страны в целом и Дальнего Востока. Это очень важно. Это очень хорошо. Мне очень нравится дискуссия, которая у нас идёт, такая откровенная и предметная. Да, Андрей Юрьевич, пожалуйста.

А.Ю.Бельянинов: Уважаемый Владимир Владимирович, я хотел бы обратить Ваше внимание, что мы более чем год держали пошлину, не пошлину, запретили вывоз металлолома из России практически из всех мест на Дальнем Востоке, за исключением Камчатки и Магадана.

В.В.Путин: Шума столько было у нас с Евросоюзом! Вы себе не представляете.

А.Ю.Бельянинов: Подняли цену на металлолом до такого уровня, что стало выгодно вывозить, по-настоящему завозя металлолом на Камчатку и отправляя его потом на экспорт в третьи страны.

И я обращаю внимание на слова гендиректора «Амурметалла»: если они и в этот раз не сдержат своих обещаний, то тогда нам будет очень сложно всем, вероятно, выстраивать не только тарифно-таможенную политику, но и в области развития регионов и металлургии, потому что это крайне важно. То, что нас также обвиняли, – я имею в виду не таможню, а в целом, что это меры были в интересах одного предприятия «Амурметалл», – хотя на самом деле мы-то думали о заградительных мерах, чтобы, так сказать, количество металлолома ограничить к экспорту.

И ещё - в этой ситуации все наши металлурги, когда вводили эти меры, торжественно клялись, что они организуют скупку металлолома и будут создавать складские запасы по этому поводу. И они тоже своих обещаний не выполнили. Это принципиальные вещи, Владимир Владимирович. Я, конечно, понимаю, что приятно слушать такие победные реляции, но это всё должно быть очень чётко увязано. Спасибо.

В.В.Путин: Увяжем. А вот как у вас…

В.П.Михалёв: Владимир Владимирович, я не директор завода, я – глава города, во-первых. И второе: действительно, даже при этих мерах объём металлолома значительно уменьшается.

Вот у меня бывший директор этого предприятия сидит, говорит: «Вот бы на Камчатке закрыть, нормально было бы». Сейчас действительно металлолом появился, и мы работаем. Это неплохо. Меры очень своевременные, которые позволили сохранить металлургический комплекс на Дальнем Востоке. Если бы этих мер по заграждению таможни не было, наш бы металлургический завод уже бы не работал – это точно.

В.В.Путин: Я согласен, это правда. А как на «ЕвразХолдинге» у вас там с этим обстоят дела?

В.П.Михалёв: Спасибо Вам огромное, Владимир Владимирович, за принятие такого решения. Когда Вы посетили Комсомольск-на-Амуре, мы вместе с Вами ехали на автобусе и решали как раз вот этот вопрос введения заградительной меры. Огромное Вам спасибо от комсомольчан за сохранение металлургического комплекса.

В.В.Путин: Пожалуйста, как на «ЕвразХолдинге» решаются эти вопросы?

А.Г.Абрамов: С металлоломом? Про металлолом вопрос?

В.В.Путин: Да.

А.Г.Абрамов: Мы потребляем много металлолома – 300 тыс. тонн в месяц. Поэтому о складских запасах… Мы не можем хранить 5–7 млн тонн: таких площадей нет и никогда не предусматривалось. Практически всё с колёс, а так, зимние запасы мы создаём, когда сбор металлолома падает в зимние периоды под снегом, поэтому я не совсем понял по поводу складов.

А вообще ситуация с металлоломом здесь, в этом регионе и применительно к «Амурметаллу», прогнозировалась давно. На мой взгляд, там его никогда не будет в размере 2 млн тонн. Соответственно, наверное, выход – это брикетированное железо, хотя это тоже дорогое удовольствие.

В.В.Путин: Эта мера позитивно отразилась на деятельности ваших компаний?

А.Г.Абрамов: Мы здесь металлолом не закупаем, Владимир Владимирович, поэтому я не могу…

В.В.Путин: То есть для вас это не актуально просто?

А.Г.Абрамов: Да. Мы начинаем скупку металлолома где-то с Иркутской области.

В.В.Путин: Понятно. Спасибо.

Давайте дальше пойдём. Герман Станиславович, президент ассоциации добытчиков минтая. Речь пойдёт о рыбе и переработке. Пожалуйста.

Г.С.Зверев (президент Ассоциации добытчиков минтая): Спасибо, Владимир Владимирович. Я представляю несколько проектов в сфере рыбопереработки, потому что Дальний Восток лидирует не только в добыче сырья: на нас приходится две трети добычи водных биоресурсов России. Мы лидируем и в переработке – 57% общероссийского производства пищевой рыбопродукции приходится на дальневосточные регионы. Значительная часть нашей продукции (первые переделы) поступают в центральную часть России для переработки.

Сейчас перед нами задача привязать структуру рыбохозяйственного производства к потребностям растущего рынка. 55% нашей продукции – это продукция с низкой добавленной стоимостью на сегодняшний день. Конечно, люди покупали и будут покупать просто мороженную рыбу. Но люди также покупают и хотят покупать охлаждённую рыбу, готовую продукцию с высокой добавленной стоимостью. Внутренний рынок растёт, восстановлена индустрия рыболовства. И на очереди сейчас развитие современной и технологичной индустрии переработки, хранения и доставки рыбопродукции.

Те проекты, которые вы видели на выставке, которые здесь обсуждали –это успешные, удачные проекты. Но для того, чтобы они образовали критическую массу, необходима система мер государственной поддержки и в первую очередь точность и своевременность законодательного регулирования.

Простой пример. В прошлом году все инвестиции в российскую рыбную отрасль, во всю российскую, не дотянули до 4 млрд рублей. В этом году только инвестиции дальневосточных рыбохозяйственных предприятий превысили уже 6 млрд рублей. Ничто так не окрыляет, как твёрдая почва под ногами. Вот у нас эта твёрдая почва – те квоты длинные, о которых Вы сказали, и 20-летние рыбопромысловые участки. Поэтому мои вопросы, очень тезисно, просьбы к Вам, касаются как раз точности и своевременности законодательного регулирования.

Первый вопрос: действительно, по Вашему поручению в Государственную Думу внесён законопроект о штормовых укрытиях, чтобы рыбак во время шторма мог бы перегружать не в открытом море, а в специальных районах укрытия. Закон пока не рассмотрен Государственной Думой, а с 1 января уже почти 200 судов выходят на минтаевую путину в Охотском море. Поэтому большая просьба уже в этом году принять этот закон в трёх чтениях, чтоб он начал работать.

Второе, Владимир Владимирович, вылов водных биоресурсов увеличился за пять лет на треть, на миллион тонн, а производство аквакультуры второе десятилетие топчется на месте – 80–90 тысяч. Не хватает таких же долгосрочных понятных прозрачных правил. Нужен закон об аквакультуре, федеральный закон об аквакультуре.

В.В.Путин: А что там должно быть в этом законе, он для чего нужен?

Г.С.Зверев: Этот закон должен установить порядок и процедуру доступа пользователей к участкам пользования аквакультурой, установить предмет и виды аквакультуры и самое главное – установить систему государственной поддержки аквакультуры, потому что на сегодняшний день эта проблема не только дальневосточная на самом деле. Аквакультура может развиваться и на Сахалине, и в Приморье, и в Карелии, и на юге России. Но есть закон об аквакультуре, и он пока утонул в межведомственных согласованиях, он не внесён Правительством в Государственную Думу. А он позволил бы дать такой же импульс аквакультуре, как закон о рыболовстве дал сфере рыболовной индустрии, - это второе.

И третье, тоже очень важная проблема. Вы знаете, сейчас в законе, в Административном кодексе, ну или точнее в Кодексе об административных правонарушениях, нет чёткого разделения между браконьером и нормальным рыбаком, который допустил непредумышленный просчёт на производстве. Наказание и тому, и другому одно и то же – конфискация рыболовного судна. Вот это мы считаем несправедливо, нецивилизованно, и это очень серьёзный инвестиционный риск. И мы предлагаем следующее – разработать совместно с пограничной службой, назовём его так, «Закон о видах нарушений на промысле», а формат – поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Сейчас две статьи – 8.17 и 8.37 регулируют механизм наказания. Мы считаем, статей должно быть больше, наказаний должно быть больше и они должны быть дифференцированы. Наказание должно соответствовать тому виду нарушения, которое допустил пользователь. Это третья основная проблема, касающаяся законодательства. В целом рыболовная отрасль сейчас идёт вверх достаточно хорошо. Потребление рыбопродукции тоже растёт.

Мы рассчитываем, что при создании, развитии современной индустрии рыбопереработки, хранения и доставки мы сможем увеличить объём производства продукции с высокой добавленной стоимостью для рынка.

В.В.Путин: Спасибо. Андрей Анатольевич (обращаясь к А.А.Крайнему, руководителю Федерального агентства по рыболовству), что у нас по этому закону «Об аквакультуре»? Где он там утонул?

А.А.Крайний: Владимир Владимирович, закон согласован со всеми министерствами и ведомствами, внесён в Аппарат Правительства. Сейчас идут согласования с ГПУ(Главное правовое управление при Президенте Российской Федерации). Я полагаю, надеюсь, что в следующий понедельник на Комиссии по законотворчеству мы его рассмотрим и будем вносить в Госдуму. Пользуясь случаем, я хочу сказать, что не только этот закон, когда он будет внесен в Госдуму, надо принять ускоренно. Потому что этот закон ещё описывает права собственности.

Дело в том, что есть рыбы, которых выращивают, а есть так называемые сидячие объекты, которых выращивают, скажем: гребешок, трепанг и так далее. Так вот, у нас сегодня получается такая ситуация: если аквакультурщик вырастит гребешка, то потом придут контролёры и мы, в том числе, - и попробуй докажи, что это за гребешок… То есть вырастить можно, изъять нельзя сегодня. Это очень здорово тормозит ситуацию.

Более того, Владимир Владимирович, я Вам года полтора назад, наверное, рассказывал, если мы примем закон «Об аквакультуре» (но тогда у нас не было полномочий, они к нам перешли 2 августа этого года), если мы этот закон примем, то только в Приморье и на юге Сахалина мы сможем создать до 80 тысяч рабочих мест. 80 тысяч мест!

В.В.Путин: В чём проблема-то, я не пойму?

А.А.Крайний: Сейчас закон поступит в Госдуму и просьба к правящей партии его достаточно быстро рассмотреть.

В.В.Путин: Я не понимаю, есть какие-то сложности, кто-то возражает? В чём там проблема?

А.А.Крайний: Владимир Владимирович, мы занимаемся этой проблемой со 2 августа. До нас коллеги разрабатывали этот законопроект лет семь, но не разработали. Мы его сейчас разработали, со всеми ведомствами согласовали и внесли в Аппарат. Я думаю, что первое чтение можно было провести в декабре.

В.В.Путин: Вы можете сказать, в чём сложности? Противоречия какие-то?

А.А.Крайний Нет, шли согласования. Надо было написать сам закон – сентябрь на это ушёл. Октябрь–ноябрь согласовывали с министерствами и ведомствами. Закон согласован со всеми. Тут нет каких-то межведомственных разбирательств, он готов, он находится в аппарате Правительства, Владимир Владимирович. Его надо внести, у нас есть процедура.

В.В.Путин: Найдите его, где этот проект?

А.А.Крайний: Владимир Владимирович, ещё одна просьба. Пользуясь случаем, наказ к правящей партии, учитывая, что рыбаки России дают на выборах «Единой России» до 90% голосов. И даже не надо улыбаться – это абсолютно реальные данные. Не надо никого подталкивать, уговаривать. Как только мы говорим рыбакам: ребята, правящая партия приняла вот этот закон и вот этот закон – там дальше можно не агитировать. На 10 лет квоты, на 20 лет участок, и всем всё понятно становится. Людям дали горизонт планирования жизни, понимаете? До этого правила менялись каждые полтора года. Раздавали карты, а потом говорили: играть будем в домино. Вот сейчас это кончилось благодаря правящей партии.

Но у меня просьба. Сейчас в Госдуме находится законопроект, что называется тонкая настройка закона. Там ряд дефиниций, которые надо принять, 166-й закон о рыболовстве. У меня просьба к фракции «Единой России» в Государственной Думе: прошу рассмотреть. Он все уже у вас прошёл, есть заключение Правительства, был комитет по природным ресурсам, который господин Туголуков возглавляет. Просьба рассмотреть на пленарном заседании. Спасибо.

Б.В.Грызлов: Наверное, это имеется в виду законопроект, связанный с укрытием судов во время штормов? Если этот закон, то он у нас есть.

В.В.Путин: Скажите, о чём идёт речь. Конкретно, ещё раз.

А.А.Крайний: Ну там есть ряд положений, есть по воспроизводству…

В.В.Путин: Какой закон?

А.А.Крайний: 166-й – «О рыболовстве». Это поправки в этот закон.

В.В.Путин: Внесение изменений в этот закон.

А.А.Крайний: Да.

В.В.Путин: И все там уже согласовано? Вопрос только в том, чтобы вставить в повестку дня и провести?

А.А.Крайний: Совершенно справедливо.

Б.В.Грызлов: Понятно. Я думаю, сможем посмотреть на заседании. А вот что касается закона об укрытии судов во время шторма (он в ноябре прошёл комиссию в Правительстве), мы его готовим к чтению в ближайшие дни.

В.В.Путин: Борис Вячеславович, вы запакетируйте вместе со вторым. Если там всё сделано, почему нет?

Б.В.Грызлов: Хорошо. Я посмотрю, если это готово – значит, на текущей либо на следующей неделе посмотрим в первом чтении.

В.В.Путин: Да, пожалуйста, я прошу Вас об этом. И я так понимаю, что по штормовым укрытиям у пограничной службы и у таможенной уже вопросов не осталось. Всё согласовали уже, да?

В.Е.Проничев: Владимир Владимирович, восьмого числа уже первое слушание – по штормовому предупреждению укрытия. Я докладываю по поручению, соответственно, Правительства на заседании Государственной Думы.

Если говорить о второй части вопроса, касающейся судов и нарушений, которые идут, то по Вашему поручению 12 октября состоялась достаточно серьёзная встреча со всеми рыбаками, создана рабочая группа и уже рассматривается законопроект в части, касающейся нарушений, которые происходят с рыбаками. Эту работу мы провели.

В.В.Путин: Это касается Административного кодекса?

В.Е.Проничев: Да, Кодекса административных нарушений. Совершенно точно.

И третий вопрос, который был поднят. 17 декабря этого года во Владивостоке состоится уже рабочая встреча, касающаяся путины минтая, то есть это январь–апрель месяц, когда будут согласованы все детали по организации совместной работы и созданию благоприятных условий для того, чтобы рыбаки могли реализоваться.

В.В.Путин: Хорошо. Спасибо большое.

Я исхожу из того, что возможные изменения в Кодексе об административных правонарушениях должны быть такими, чтобы они были справедливыми, эти санкции, но всё-таки не вели к вседозволенности. Это вообще серьёзная вещь, и здесь, я думаю, мы все с вами понимаем: ответственность должна быть за нарушения.

Ясно, что нельзя приравнивать рыбаков к злостным нарушителям, к браконьерам, но нарушение есть нарушение: за него надо отвечать. Поэтому ответственность должна быть справедливой, но она должна быть всё равно. Я исхожу из того, что понимание этого, конечно, должно быть у всех.

Г.С.Зверев: Оно у нас есть, Владимир Владимирович.

В.В.Путин: Хорошо. Спасибо большое. Дальше пойдём или есть здесь какие-то вопросы или комментарии? Да, пожалуйста.

М.В.Дедюшко: Есть вопрос к докладчику, Герману Станиславовичу. Дедюшко Марина, министр экономического развития Амурской области. Благовещенский судостроительный завод после многолетнего перерыва при поддержке правительства Амурский области возобновил серийное производство модернизированных малых рыболовных сейнеров.

Они предназначены для прибрежного промысла. В этом году заводом построено 10 таких сейнеров. На сегодняшний день завод имеет производственные мощности, рабочий персонал и готов активно участвовать в программе обновления рыболовецкого флота.

Мы можем довести объём производства таких сейнеров в следующем году и в последующие годы до 16. Кроме того, на сегодняшний день завод осваивает новый вид продукции, осваивает производство судов с неограниченным районом промысла.

Я хочу задать вопрос: как вы оцениваете перспективы использования данных судов рыбаками Дальневосточного региона? Спасибо за ответ.

Г.С.Зверев: На Дальнем Востоке работает 747 малотоннажных судов в прибрежном рыболовстве. И в ближайшие 10 лет у 150 из них, практически у каждого пятого, заканчивается срок жизни, списание по старости. Поэтому, конечно, мы знаем об этом заводе, который в Амурской области возрождён к жизни, развивается. Кстати говоря, Владимир Владимирович, были названы десять судов, приобретенные в том числе теми проектами, которые я представлял, и которые используются на Камчатке. Предприятие занимается береговой переработкой и приобрело два МРС (малых рыболовных сейнера). Поэтому рыболовные предприятия и Камчатки, и Сахалина, и Приморского края готовы внимательно изучать предложения. Конечно, есть вопрос по цене, мы достаточно придирчиво к ней подходим, и, в общем-то, получается найти общий язык с заводом и не наступить сильно уж на финансовые возможности рыбаков.

Поэтому спрос на эту продукцию есть. Этот спрос нами удовлетворяется, мы эти суда приобретаем, у нас другого выхода просто нет.

В.В.Путин: Необходимость замены альтернативы практически не оставляет, так что завод, я так понимаю, будет загружен.

Г.С.Зверев: Да, вот здесь, знаете, свою положительную роль могла бы сыграть большая лизинговая программа. Не просто региональная лизинговая программа, а большая федеральная лизинговая программа в целях развития рыболовного судостроения.

Вот сейчас по Вашему поручению готовят стратегию развития рыболовного судостроения, и в неё вживлён раздел, касающийся лизинга, потому что, посмотрите, в авиастроении лизинг сыграл колоссальную роль. Для рыболовства он тоже может быть очень позитивным.

В.В.Путин: Да. Владимир Александрович (обращаясь к В.А.Дмитриеву – председателю Внешэкономбанка), какие соображения есть по поводу возможности использования лизинговых схем? Думаю, что идея правильная.

В.А.Дмитриев: Владимир Владимирович, мы уже в нескольких проектах реализуем лизинговые схемы. Вы знаете, мы Вам докладывали, два танкера повышенной ледовой классности именно в лизинговой схеме были реализованы для «Совкомфлота». То же самое мы сделали для «Сильвенита». Я не вижу…

В.В.Путин: Внешэкономбанк, хочу представить, кто не знает.

В.А.Дмитриев: Спасибо. Так что мы не видим проблемы в том, чтобы на федеральном уровне эту программу запускать в части рыболовецких судов.

В.В.Путин: Давайте посмотрим применительно к Дальнему Востоку и к этой продукции.

В.А.Дмитриев: Хорошо.

В.В.Путин: Договорились.

В.А.Дмитриев: Договорились.

В.В.Путин: Спасибо. Давайте дальше пойдём. Спасибо большое. Вы тогда подготовьте предложения в Наблюдательный совет ВЭБа, как информацию для начала.

Пожалуйста, Ломакина Марина Александровна по Приморью.

М.А.Ломакина (генеральный директор ОАО «Наш дом – Приморье», член фракции «Единая Россия» Городской думы г. Владивостока): Владимир Владимирович, добрый день! Приморье сегодня – это мегапроект по созданию делового, культурного, научного, образовательного, туристического, транспортного центра. Сегодня в Крае реализуется 69 проектов с объёмом инвестиций более 2 трлн рублей. В 1992 году Владивосток стал открытым городом, но только сейчас создаётся инфраструктура гостеприимства.

У нас появляются новые дороги, «аэроэкспресс», новые гостиницы международного уровня, театр оперы и балета, океанариум, новые набережные, скверы, и конечно, для нас очень важно, что появится и новый международный аэропорт. Я не сомневаюсь, что он будет загружен в ближайшее время, поскольку к Приморью интерес сегодня действительно колоссальный. Сегодня в гостиницах разместить наших гостей просто невозможно, особенно, когда происходят какие-то мероприятия.

Фактически у нас в 1906 году появился первый эскиз моста через бухту Золотой Рог. А сегодня 100-летняя мечта наших прадедов воплощается у нас на глазах: пилоны моста уже 170 метров. А мост через Босфор Восточный – это вообще уникальный мост будет. Это символы нового развития, я думаю, не только Приморья, но и Дальнего Востока.

В.В.Путин: Мне губернатор показывал почтовую открытку 1913 или 1915…

М.А.Ломакина: 1906 год.

В.В.Путин: …1906 года…

М.А.Ломакина: В музее Арсеньева оригинал хранится.

В.В.Путин: …где изображён этот мост как планы на будущее для развития Дальнего Востока и Приморья. 1906 год! Мы их, наконец, реализуем в 2010.

М.А.Ломакина: Удивительно, весной этого года мы провели детский конкурс «Мой любимый город». И новый город этот для них уже настоящий: с новыми мостами, скверами и парками. То, что для нас – ближайшее будущее, для детей – настоящее…

В 1890 году появилось первое учебное заведение – Восточный институт. И есть свидетельства, что уже тогда преподаватели и студенты мечтали о своем научном городе. Сегодня мы уже видим новые корпуса Дальневосточного федерального университета. С учётом возможностей Дальневосточного отделения Академии наук и нового океанариума мы считаем, что это самый амбициозный проект региона, который реально изменит лицо и культуру Дальнего Востока.

Владимир Владимирович, я как мать троих детей от себя лично, от имени всех приморцев хочу поблагодарить Вас за экологические проекты. В городе 30 лет горела городская свалка. Сегодня эта проблема решена, море очистилось, и рыбаки уже ловят корюшку. Никогда в городе не было очистных сооружений, канализация сбрасывалась напрямую в море. В следующем году это прекратится. Мы рассчитываем, что залив Петра Великого очистится в короткие сроки.

В.В.Путин: А -- INFOLine, ИА (по материалам Правительства РФ)

Новости по этой теме

В Новости

Всего новостей  158106

ГОД:
МЕСЯЦ:
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
6
7
13
14
21
26
27
28
29
30

Подписка на рассылку

Ежедневные новости металлургии в Вашем почтовом ящике
RSS

Информер

Ежедневно обновляющиеся заголовки 10 последних новостей металлургии на вашем сайте

все информеры >>