Новости металлургии 

Metaldaily.ru/Новости - 03.03.2011

Новые игроки, привычные проблемы. . "ИА "Минпром (Украина)"". 3 марта 2011

03.03.2011 - 17:45
Спрос на оцинкованный и окрашенный прокат, существовавший на внутреннем рынке до кризиса, позволил инвесторам построить несколько новых предприятий. Однако сегодня они вынуждены искать новые формы выживания и развития.

По оценке ИА "Металл-Курьер", в 2010 году в Украине было произведено около 233 тыс. тонн оцинкованного плоского проката и 31 тыс. тонн плоского проката с полимерными покрытиями (окрашенного). Потребление этой продукции составило 349 тыс. тонн и 167 тыс. тонн соответственно, что объясняется существенными объемами импорта. В компании ТПК уточняют, что в 2010 году объем продаж окрашенного металла в Украине практически не изменился по сравнению с 2009 и составил около 120 тыс. тонн (без учета складских запасов).

Причины для импорта

Основными производителями проката с защитными покрытиями в Украине являются мариупольский ММК им.Ильича (на предприятии работают две линии горячего оцинкования общей мощностью 540 тыс. тонн) и каменец-подольский "Модуль" (одна линия горячего оцинкования мощностью 200 тыс. тонн, линия по нанесению полимерных покрытий мощностью 80 тыс. тонн). ММК им.Ильича – предприятие с замкнутым металлургическим циклом, а на "Модуле" есть стан холодной прокатки. Однако, по словам участников рынка готовых изделий, производимых из окрашенного проката, продукция этих предприятий соответствует требованиям лишь отдельных групп потребителей, например производителей профилей для монтажа гипсокартонных систем. А вот для производства металлочерепицы или сэндвич-панелей используется импортная продукция.

Согласно данным центра "Держзовнишинформ" в 2010 году в Украину было импортировано 4,5 тыс. тонн плоского проката с алюмооцинкованым покрытием, 171,5 тыс. тонн оцинкованного плоского проката и 165,7 тыс. тонн проката с полимерным покрытием. Эти показатели практически соответствуют уровню 2008 года. "Основными поставщиками были различные подразделения компании "ArcelorMittal", а также Rautaruukki (Финляндия), US Steel Kosice (Словакия), Voestalpine (Австрия), турецкий Borcelik Celik, российские "Северсталь", Новолипецкий МК, Магнитогорский МК", – говорит заместитель руководителя департамента центра по вопросам ГМК Вячеслав Попов.

По оценке ИА "Металл-Курьер", в 2010 году на украинском рынке оцинковки доля импорта составила 50,4%, а на рынке проката с полимерными покрытиями – 84,4%.

Эту тенденцию подтверждают в компании ТПК – один из крупнейших производителей материалов для крыш и фасадов уже много лет импортирует окрашенный прокат. "В 2010 году основными поставщиками ТПК выступали ведущие европейские комбинаты. "ArcelorMittal" (Германия), Voestalpine (Австрия), Corus-Myriad (Франция). В этом аспекте стратегия нашей компании не изменилась. По результатам 2010 года мы потребили порядка 25 тыс. тонн окрашенного металла", – говорит директор департамента закупок компании ТПК Евгений Козлов.

В ДЗИ отмечают, что основными импортерами х/к плоского проката и проката с покрытиями являются производители стройматериалов (Руукки-Украина, Арсенал-Центр, Прушински, ТПК), заводы, наносящие покрытия (Модуль, Юнистил, Металлы и полимеры), машиностроители и производители бытовой техники (Норд, ЗАЗ, Запорожстрансформатор и т.д.), а также металлотрейдеры ("Приднепровская транспортно-экспедиционная компания", "Северсталь-Украина", УПСИ, Западно-украинский консорциум и т.д.).

Директор компании "Каскад" Олег Баранник в комментарии МинПрому уточнил, что "Приднепровская транспортно-экспедиционная компания" не занимается металлоторговлей, а только выполняет функции по приему и обработке вагонов с прокатом, приходящих в адрес металлотрейдеров "Каскад" и "Стальсервис" (оба - Днепропетровск). Такое решение позволяет сократить транспортные расходы в расчете на один вагон.

Молодые игроки

Среди малых игроков на украинском рынке окрашенного проката долгие годы действовал лишь АЗСТ-Колор (Антрацит, входит в группу Rautaruukki). Но в прошлом году появились два новых предприятия – "Металлы и полимеры" (Алчевск) и "Юнистил" (Кривой Рог), инвесторы которых изначально заявляли о планах производства оцинковки и окрашенного проката. На сегодня в Алчевске смонтированы линии оцинкования мощностью 100 тыс. тонн и нанесения полимерных покрытий мощностью 70 тыс. тонн австралийского производства. А вот в Кривом Роге пока ограничились лишь линией оцинкования мощностью 100 тыс. тонн, произведенной в Южной Корее.

Согласно данным "Металл-Курьера", в 2010 году новые предприятия произвели 13 тыс. тонн оцинковки и 9 тыс. тонн рулонов с полимерными покрытиями. По информации, полученной от представителей Юнистила и "Металлы и полимеры", оба предприятия уже в марте текущего года планируют существенно увеличить объемы производства. Но, судя по событиям, которые происходят на рынке, они все еще ищут оптимальную схему работы.

Например, Юнистил в октябре 2010 объявил о начале отгрузок своей продукции на экспорт, что объяснялось необходимостью диверсифицировать рынки сбыта. "С конца ноября и до февраля в Украине мы ожидаем сезонного падения спроса на оцинкованный металлопрокат. Поэтому первоочередной задачей для нас является переориентация сбыта на экспорт. Приоритетными являются страны СНГ, в частности Грузия, Армения, юг России, а также страны Ближнего Востока", – говорилось в сообщении Юнистила, который и сейчас не намерен отказываться от этой практики. "Мы намерены продвигать сервисные услуги, такие как порезка рулонов на листы и штрипс, планируем увеличивать экспорт готовой продукции в СНГ и страны Ближнего Востока. Кроме того, мы намерены расширить количество поставщиков холоднокатаного проката до 6 предприятий, в том числе из дальнего зарубежья", – сказал на прошлой неделе директор по развитию региональных продаж ЗАО "Управляющая компания "Вектрон" (Россия, инвестор завода "Юнистил") Дмитрий Огородцев.

Не исключено, что переориентация на внешние рынки связана с тем, что крупные отечественные потребители проката с защитными покрытиями по-прежнему предпочитают продукцию зарубежных производителей. "О существенном влиянии данных компаний (прим. автора – "Юнистил" и "Металлы и полимеры") говорить пока рано. Основная причина – это не вертикально интегрированные компании, которые не имеют собственной сырьевой базы и вынуждены закупать подкат за рубежом, что сказывается на себестоимости продукта и его качестве. Поставщики подката (например, российские комбинаты) не очень заинтересованы в поддержке конкурентов внутри Украины, поэтому и цены дают соответствующие. Таким образом, без решения сырьевой проблемы данные производители вряд ли будут конкурентоспособны по сравнению с аналогичными предложениями от системных поставщиков", – сказал Е.Козлов. Также он добавил, что в ТПК не исключают, что новым производителям удастся отвоевать определенную рыночную долю за счет сервиса, скорости производства и т.п. "Их клиенты – мелкие и средние заказчики, ориентированные на цену", – уверен Е.Козлов.

Действительно, все производители проката с покрытиями (кроме ММК им.Ильича) не имеют собственного производства стали и зависят от зарубежных партнеров, основными из которых являются российские меткомбинаты, с собственными мощностями по оцинкованию и окраске. И уже в 2011 году ожидается запуск линии по нанесению полимерных покрытий на ОАО "Северсталь" мощностью 200 тыс. тонн, ведется строительство новых агрегатов цинкования на Магнитогорском МК.

Но представители Юнистила и "Металлы и полимеры" уверены, что российского х/к проката хватит на всех. Д.Огородцев напомнил, что у Вектрона в России есть еще одно аналогичное предприятие – Юнистад. И за счет закупок рулонов для двух заводов группа намерена получить определенную синергию в виде ценовых преференций от производителей стали.

При этом украинские предприятия планируют увеличить свою рыночную долю за счет вытеснения импортной продукции, поэтому не исключено более тесное сотрудничество. Например, рассматривается вопрос покраски юнистиловской оцинковки в Алчевске. Однако, вытеснив импортный окрашенный прокат, они увеличат потребление х/к рулонов.

Не стоит сбрасывать со счетов и главную проблему для этого сегмента рынка стального проката – рост стоимости стальных рулонов, который наблюдался в последние несколько месяцев. Так, по данным ИК Phoenix Capital, цены на российский горячекатаный лист при поставках в Украину выросли с 600-655 долл./тонн (DAF) в начале декабря 2010 до 709-745 долл./тонн в середине февраля 2011. В том же периоде холоднокатаный прокат подорожал с 745-753 долл. до 797-830 долл./тонн.

Экспортные цены на украинский горячекатаный рулон выросли с 580-610 долл./тонн (FOB) в начале декабря 2010 до 750-755 долл./тонн в середине февраля. Х/к прокат отечественного производства за тот же период подорожал с 680-700 долл. до 855-860 долл./тонн. "При этом за последнюю неделю февраля стоимость обоих видов украинского проката несколько снизилась, примерно на 15-20 долл./тонн", – говорит аналитик ИК Phoenix Capital Роман Тополюк.

Если рост цен сохранится, то не исключено, что уже в ближайшем будущем конечные потребители (производители стройматериалов) не смогут себе позволить прокат с защитными покрытиями, ни отечественного, ни зарубежного производства. -- ИА "Минпром (Украина)"

Новости по этой теме

В Новости

Всего новостей  157928

ГОД:
МЕСЯЦ:
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
6
7
13
14
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Подписка на рассылку

Ежедневные новости металлургии в Вашем почтовом ящике
RSS

Информер

Ежедневно обновляющиеся заголовки 10 последних новостей металлургии на вашем сайте

все информеры >>