Новости металлургии 

Metaldaily.ru/Новости - 06.10.2011

Тень кризиса. "Bankir.ru". 5 октября 2011

06.10.2011 - 09:08
В ожидании нового витка кризиса большинство компаний откладывают свои планы об IPO. В 2010 году многие эксперты говорили о большом количестве IPO в скором будущем – как в целом по рынку, так и, в частности, по финансовому сектору. Кризис вроде бы отпустил финансовую систему России, компании стали задумываться о различных источниках финансирования, в том числе о публичных размещениях. Ряд организаций действительно провели IPO в 2011 году, но реальная активность в этом направлении оказалась очень вялой, причем во всех отраслях. В 2006 году состоялось 23 размещения (IPO и SPO), в 2007 году – 26, в 2008 – всего 13, но то было в разгар кризиса. В 2010 году мы вновь вышли на докризисный уровень (26 размещений), а в 2011 году прогнозируют всего около 20 IPO. В прошлом году показатели вроде бы не были плохими. Однако радоваться тому, что количество размещений сравнялось с годом, когда рынок только зарождался, наверное, не стоит. Для сравнения: в Европе в 2010 году состоялось 380 IPO. Технически провести публичное размещение гораздо сложнее, чем взять кредит в банке или, скажем, найти стратегического инвестора. Но оно того стоит. Ведь IPO – это не только источник финансирования бизнеса, но и прекрасное PR-мероприятие. Но что-то немногие российские игроки решились на столь замечательное во всех отношениях IPO в 2011 году. Много и таких, кто собирался сделать это, но передумал или отложил "до лучших времен". Возможно, виной тому августовская волатильность на финансовых рынках и ожидание "новой волны" кризиса. Не исключено, что это явление – просто часть глобальной тенденции. Ведь в Европе из 91 крупнейшего IPO были отменены 22. Просто развивающиеся рынки так и не стали привлекательными для инвесторов. Но суть такова – краткосрочный прогноз по российским IPO пессимистичный и, скорее всего, он оправдается. Кому IPO Отраслевая структура публичных размещений остается практически неизменной и очень разнообразной. В 2011 году IPO и SPO провели компании из отраслей энергетики (ОГК-5), машиностроения (ГМС Групп), металлургии ("Мечел"), пищевой промышленности ("Русагро"), химической ("Фосагро"), ритейла ("Дикси"), строительства ("Эталон"), телекоммуникаций и связи ("Армада", "Яндекс", "Ютинет") и, конечно, банки (ВТБ, Номос-банк). Однако пока количество и объем размещений оставляют желать лучшего. "Зимой инвесторы надеялись, что в 2011 году рынок IPO оживится, – говорит Том Манди, главный стратег по операциям на рынке акций банка "Открытие". – Однако волатильность рынков в летний период привела к тому, что компании стали откладывать выход на биржу". По мнению эксперта, вряд ли в период нестабильности акции российских организаций будут пользоваться спросом. "Мы предполагаем, что в 2011 году количественный объем составит не менее 20 сделок, а стоимостная составляющая превысит итоги 2010 года и может составить более $10 млрд.", – поясняет Юрий Игнатишин, управляющий партнер проектов Mergers.Ru и Offerings.Ru. По его словам, это пессимистичный прогноз, который был сделан в начале года, и он, скорее всего, реализуется. Однако также реальна ситуация, когда будет сделано 25 размещений на $15 млрд. Тенденция посткризисного периода – это IPO высокотехнологичных компаний ("Яндекс", Mail.Ru Group, "Ютинет"), причем довольно успешные. Скажем, акции "Яндекс", который в мае провел IPO на NASDAQ, выросли в первый день примерно вполовину. Да и сегодня они торгуются гораздо выше цены размещения. Это IPO вообще стало крупнейшим среди размещений российских игроков. У национальной почтовой службы Mail.Ru, которая провела IPO в ноябре прошлого года, а дополнительное размещение в 2011 году, тоже дела идут неплохо. В настоящее время в портфеле компании находятся акции Zynga, Facebook, Groupon, "ВКонтакте", ICQ и еще ряд других проектов. С момента размещения акций их котировки выросли более чем на 10%. Социальная сеть "Вконтакте", между тем, также заявила о грядущем самостоятельном IPO. "В целом, инвесторы стали предъявлять к российским компаниям больше требований, – говорит Том Манди. – Теперь рынок хочет, чтобы компании оценивались дешево". По словам эксперта, теперь инвесторам нужны гарантии того, что выход на биржу позволит привлечь средства для роста организации, а не станет стимулом для собственников продавать свои доли в бизнесе. Что касается площадки для IPO, то отечественные игроки все чаще выбирают британскую биржу LSE. Некоторые при этом, правда, размещаются в России (Номос-банк, ВТБ, "Фосагро"). А вот "Яндекс" выбрал для IPO NASDAQ, вероятно, потому, что эта биржа специализируется на высокотехнологичных компаниях и ИТ-технологиях. Средние размещения ("Ютинет", "Дикси") состоялись на российских биржах. Финансовый сектор Компании финансового сектора были малоактивны на рынке IPO. В первом полугодии этого года Номос-банк привлек в ходе размещения в Лондоне $718 млн. Также Росимущество продало 10% пакета ВТБ. Понятно, что в силу специфики банковской системы РФ и ситуации, сложившейся на рынке, банки не проводили IPO с конца 2007 года. "Активность не возросла из-за не очень хорошей конъюнктуры, которая сохраняется после кризиса", – говорит Юрий Амвросиев, директор департамента международного бизнеса и финансовых институтов Бинбанка. Впрочем, и в 2010 году активность российских банков на рынке IPO была нулевая. Если 2010 год не отличался хорошей конъюнктурой рынка для проведения первичного размещения, то первое полугодие текущего года можно было назвать оптимальным для проведения IPO. Тем не менее, результат получился не ахти. "Рынок отличался наличием большого объема свободных денежных средств, которые искали применения, – говорит Алексей Козлов, заместитель директора департамента торговли и продаж по работе с акциями, UFS Investment Company. – Однако, судя по всему, банки не испытывали большой потребности в привлечении дополнительных средств именно таким способом". По словам эксперта, в случае необходимости банки с высоким кредитным рейтингом могли привлечь деньги на долговом рынке под достаточно низкий процент. По словам Юрия Игнатишина, банковские размещения хоть и единичные, но зато крупные. К примеру, в случае публичного размещения ВТБ продавец получил желаемую цену. Да и вообще, размещение госбанка подтвердило работоспособность подобного инструмента в рамках программы приватизации, считает эксперт. Сбербанк, вообще, – отдельная история. Об осеннем SPO Сбербанк заявил еще в начале года. Его все ждали. Не было сомнения в том, что это будет удачное размещение, учитывая те инвестиции в модернизацию, которые делает главный игрок страны. Продажа акций лидера рынка, капитализация которого составляет более $63 млрд., должна была запустить посткризисную приватизацию в стране. Однако недавно глава Сбербанка Герман Греф объявил о том, что эти планы несколько отложились и ждут "окна". Долговые проблемы Европы и США возобновили опасения по поводу второй волны кризиса, фондовые рынки начало лихорадить. Акции Сбербанка потеряли около 20%. Собственно, пакет, который планировалось приватизировать, стал дешевле примерно на $1,2 млрд. "Мы эту ситуацию обсуждали с нашим акционером, с председателем Центробанка", – рассказал на встрече с журналистами Герман Греф. По его словам, было принято согласованное решение – банк будет стараться выйти на рынок при первой возникшей возможности. "Пока видим большую волатильность, – сказал Герман Греф журналистам. – В текущей ситуации выходить не будем". Возможно, это заветное "окно" возникнет перед новогодними праздниками или сразу после них. По словам главы Сбербанка, как только ситуация наладится, организация пойдет на размещение (7,6% акций из своей 57,6% доли). Фавориты и аутсайдеры С одной стороны, банки не в фаворе, коли речь заходит об IPO. С другой стороны, когда размещаются гиганты финансового рынка, такие, как ВТБ или Сбербанк, трудно рассуждать о малой активности по объему. Потому нельзя сказать, чтобы банковский сектор был аутсайдером. Тем не менее, пока состоялось очень мало из обещанных размещений, точнее, всего 2. "Финансовая отрасль не активна, так как больше всего пострадала от кризиса, – говорит Юрий Амвросиев. – В структуре запланированных IPO на 2011 год доля финансового сектора не превышала 5%". В фаворитах же сегодня технологичные компании. По словам Юрия Игнатишина, IPO "Яндекс" было долгожданным. Ведь переподписка на эти бумаги оказалась больше в 10 раз от запланированной, плюс рынок имел значительный рост цены в первый день торгов. Размещение "Ютинет", в свою очередь, отнюдь не большое, но весьма успешное. Тому много причин. Во-первых, адекватный подход собственников. Во-вторых, нестандартный сегмент рынка. В-третьих, эффективная PR-активность, несмотря на не такой уж огромный масштаб дела. Довольно удачным также называют размещение SPO "Мечел". Здесь все понятно – это для организации не впервой, да и вообще, о размещении даже объявлялось заранее. Аутсайдеры также определены – тут сложностей нет. Например, "ГМС Групп", в размещении которого был снижен ценовой диапазон и объем. Довольно грустно обстоят дела и с IPO "Русагро". В начале сентября компания сообщила о том, что ее совет директоров признал: текущие котировки не соответствуют реальной стоимости компании. В рамках поддержания спроса на акции было решено пойти на их скупку с рынка. Плюс ко всему, ряд организаций, заявлявших об амбициозных планах, объявляли об IPO, но как-то побоялись размещаться. Так, не состоялись ожидаемые и анонсированные IPO "Евросеть", "Аэропорт Домодедово" и др. Тем не менее, некоторые эксперты уверены, что прошедшее полугодие было достаточно активным. Вспомнить хотя бы IPO российских компаний ИТ-сектора. Если же говорить о финансовом секторе, то сейчас сложно спрогнозировать перспективы российских игроков на год или два вперед, считает Том Манди. Вероятность того, что банки будут выходить на биржу в такой напряженной обстановке, как сейчас, очень низка. Исключением, по прогнозам экспертов, может стать допэмиссия Сбербанка, поскольку это крупная компания с понятным для инвесторов бизнесом, которая уже торгуется на бирже. По словам Павла Самиева, заместителя генерального директора "Эксперт РА", в банковской отрасли потенциал ясен как инвесторам, так и самим банкам. Здесь играют роль повышающиеся требования по капиталу и тот факт, что для ряда банков альтернативные источники финансирования исчерпаны или по каким-то причинам меньше подходят. Именно банки и могут искать финансирование через публичное размещение. Инвесторам же банковские IPO вполне могут быть интересны. Если не учитывать народные размещения, которые были неудачными, то банковские игроки в основном перспективны. Перспективы Будущее российских IPO вроде бы не самое радужное. Но когда-то же начнет этот рынок расцветать? С другой стороны, прогнозы и оценки по этому сектору пока самые осторожные. Особенно на фоне последних событий в США и неопределенности в Еврозоне. Дело не в предложении, а в отсутствии спроса на публичные размещения вообще и на IPO российских игроков в частности. В нынешней ситуации стало трудно прогнозировать. В этом мнении все эксперты едины. Сбербанк России объявил о намерении продать 7,58% акций банка, принадлежащих государству. В результате размещения планировалось выручить более $5 млрд. Но теперь ситуация развернулась на 180 градусов. "Априори, компании финансового сектора наиболее активны на финансовом рынке, нежели компании других секторов, – говорит Алексей Козлов. – Финансовые компании имеют больший выбор инструментов для удовлетворения собственных потребностей". По мнению эксперта, проведение IPO для многих организаций финансового сектора оказалось не самым удачным способом привлечения денежных средств. "Перспективы рынка IPO целиком и полностью зависят от ситуации на рынках капитала, их реакции на меры, принятые Федеральной резервной системой США и Европейским центральным банком, – считает Александр Сычев, аналитик Росбанка. – Однако даже при восстановлении цен на рисковые активы не стоит ожидать значительной активности на рынке IPO во второй половине 2011 года". Более того, росту рынка не способствуют планы государства по приватизации крупного пакета акций Сбербанка, намеченной на осень. По словам Павла Самиева, банки играют существенную роль на российском финансовом рынке. Если говорить об IPO-активности, то в этом направлении также следует вспомнить, в первую очередь, о заявлениях со стороны кредитных организаций. "В ближайшие 2 года будет всего несколько IPO – 2–3, не больше, – прогнозирует Павел Самиев. – Другие игроки финансового рынка – страховые, лизинговые, инвестиционные и управляющие компании в этом направлении вряд ли станут активными". Эксперт уверен: то, что происходит на рынке сейчас (волатильность и прочее), существенно повлияет на планы по размещениям компаний, которые это всерьез задумали. И все-таки IPO является дорогим источником фондирования для банков. Этот инструмент может вызывать интерес только при необходимости повышения уровня достаточности капитала или желании собственника выйти из бизнеса. В иных ситуациях банки, скорее, прибегнут к источникам долгового финансирования. "Что касается потенциальных эмитентов, то среди организаций финансового сектора наиболее вероятен выход на рынок Промсвязьбанка, но не ранее 2012 года", – говорит Александр Сычев. Рынку же, по его словам, наиболее интересными должны быть акции "Металлоинвеста", но для реализации планов по проведению IPO этой компании необходимо решить массу вопросов. Но это уже совсем другая история. -- Bankir.ru

Новости по этой теме

В Новости
 

ПРЕДПРИЯТИЯ:


ГЕОГРАФИЯ:


Всего новостей  157162

ГОД:
МЕСЯЦ:
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
2
3
8
9
10
16
17
24
30
31

Подписка на рассылку

Ежедневные новости металлургии в Вашем почтовом ящике
RSS

Информер

Ежедневно обновляющиеся заголовки 10 последних новостей металлургии на вашем сайте

все информеры >>