Новости металлургии 

Metaldaily.ru/Новости - 30.07.2013

Индийские страсти. "ИА "Минпром (Украина)"". 30 июля 2013

30.07.2013 - 09:46
Индийский рынок стальной продукции и богатые месторождения железной руды издавна привлекали внимание иностранных инвесторов. Однако теперь их энтузиазм заметно увял. В марте отказался от своего проекта владелец "Северстали" Алексей Мордашов, а в июле аналогичные заявления сделали Posco и ArcelorMittal. И, похоже, эта тенденция может стать необратимой.

Корейские злоключения

Экономика Индии быстро теряет инвестиционную привлекательность для иностранных компаний. После многолетних попыток преодолеть бюрократические препоны и договориться с населением о покупке земли международные сталелитейные корпорации начинают отказываться от идеи строительства крупных заводов в Индии. За 8-9 лет им стало понятно, что если с чиновниками еще можно договориться, хотя это и представляет серьезную проблему, то убедить сельское население продать свои участки – практически невозможно. Во всяком случае, без активной поддержки местных властей, добиться которой тоже весьма непросто.

Так, южнокорейская корпорация Posco в 2005 году заключила договор с правительством штата Орисса (теперь – Одиша) о строительстве гигантского сталелитейного завода мощностью 12 млн тонн. И сразу после этого деревня, расположенная по соседству с будущей стройкой, стала эпицентром протестов. Местные жители были уверены (с серьезными основаниями), что такой завод нарушит их образ жизни, тесно связанный с лесными угодьями, и им придется покинуть свои дома. Протесты продолжаются до сих пор: в марте там был совершен теракт, и взрыв самодельной бомбы привел к гибели трех участников акции. Таким образом, вопрос об отводе земли прочно завис в воздухе.

Кроме того, до сих пор не решено, где именно компании разрешат добывать железную руду для будущего завода. Когда заключалось упомянутое соглашение, все казалось простым, но центральные власти перечеркнули исходные планы. Дело в том, что в прошлом иностранные компании часто заключали аналогичные договора, но инвестиций в заводы не делали – они просто добывали руду и экспортировали ее. Возможно, исходно такие же намерения были и у Posco. А наученное горьким опытом правительство не желало превращать страну в сырьевой придаток международных корпораций и начало требовать от иностранцев гарантий, что заводы действительно будут построены.

И не только сами заводы. Для их строительства и последующей работы необходимы соответствующая инфраструктура, железные и автодороги, порты, водопровод, сети электропередачи и т. п. И заботы о финансировании всех этих инфраструктурных проектов возлагались на владельцев будущих сталелитейных предприятий. При этом им было запрещено экспортировать будущую руду с будущих ГОКов, и Posco с большим трудом сумела договориться, что ей разрешат вывозить часть бедной руды, добытой в Ориссе, в обмен на импорт такого же объема обогащенного сырья, которое компания будет использовать для выплавки стали.

Затем начались продолжительные коллизии с разрешением экологических органов. Позднее власти штата передумали выдавать Posco лицензию на тот участок месторождения, который ее интересовал. И многое-многое другое. Главное же – власти предоставили Posco самостоятельно договариваться с местными жителями и с любопытством посматривали на этот процесс со стороны. Наконец, в Posco приняли решение уменьшить мощность будущего комбината до 8 млн тонн, с возможным расширением в будущем до озвученных ранее 12 млн тонн. Это даст возможность уменьшить площадь строительной площадки более чем на треть. Тем не менее и этот участок Posco никак не могла получить.

Корейцы не желали отказываться от идеи захватить плацдарм на весьма перспективном рынке. Поэтому они решили подстраховаться, а заодно – мягко намекнуть правительству Ориссы, что другие штаты могут с большим интересом отнестись к инвестициям Posco. С этой целью компания подписала соглашение с властями штата Карнатака о строительстве завода производительностью 6 млн тонн стали в год. Но и там возникли те же проблемы: за четыре года правительство так и не выдало компании лицензию на добычу железной руды, местное население не соглашалось продавать свои наделы, а экологи выдвигали невыполнимые требования. И такие проблемы возникают у всех иностранных компаний.

Местный колорит

Индус по происхождению, Лакшми Миттал, явно не ожидал, что его инвестиционные инициативы могут не получить поддержки в родной стране. И в 2006 году его корпорация сообщила о планах вложить 20 млрд долл. в строительство двух заводов мощностью по 12 млн тонн в штатах Джаркханд и Орисса. А в 2010 Arcelor Mittal объявила, что собирается построить еще один завод (6 млн тонн, инвестиции – 5 млрд долл.) в Карнатаке. Однако у крупнейшей в мире сталелитейной корпорации возникли те же проблемы, что и у Posco – бюрократические препоны, сопротивление чиновников от экологии, лицензии на разработку месторождений, отвод земли… В итоге на сегодняшний день ни один из трех проектов, совокупная мощность которых составляет 30 млн тонн, а стоимость – 25 млрд долл., так и не сдвинулся с места.

Тем временем в Индии появился владелец "Северстали" Алексей Мордашов. Он проанализировал печальный опыт Posco и ArcelorMittal и сделал правильные – на первый взгляд – выводы: у иностранных компаний проекты не движутся, а местная Tata Steel уже изрядно продвинулась со строительством завода (3,5 млн тонн, с перспективой последующего расширения до 6 млн тонн). Другие индийские компании, в том числе – JSW Steel, Jindal Steel & Power, Uttam Galva Steels, Bhushan Steel – тоже ведут строительство новых мощностей. Поэтому в конце 2010 года "Северсталь" подписала Меморандум о взаимопонимании с крупнейшим в Индии поставщиком железной руды государственной компанией National Mineral Development Corporation (NMDC) по поводу создания СП для строительства в штате Карнатака сталелитейного завода с начальной мощностью 2,5-3 млн тонн, с перспективой последующего расширения до 5-7 млн тонн.

Казалось бы, это снимает основные проблемы: в Меморандуме сказано, что компании будут владеть СП на паритетной основе, причем, кроме будущего завода, в него войдут российское предприятие по добыче коксующегося угля и индийское – по добыче железной руды.

Эта идея понравилась Posco, и корпорация затеяла переговоры с крупнейшей государственной сталелитейной компанией Steel Authority of India о создании СП для строительства завода в штате Джаркханд по производству 3 млн тонн автомобильного листа.

Возможно, это был просто небольшой шантаж властей Ориссы, поскольку стороны не договорились окончательно и до сих пор. Но, скорее, в Индии действуют другие арифметические правила, по которым 2+2 равно не четырем, а цифре, которую предпочитают индусы. С этой же проблемой столкнулся и А.Мордашов. Хотя в обоих Меморандумах указано, что СП создаются на паритетных основах, индийская сторона стала требовать контрольный пакет (51% акций). На сегодняшний день, как сообщила Posco, переговоры с SAIL остановлены.

А.Мордашов, от которого потребовали то же самое, просто выдвинул встречный ультиматум: чтобы контроль над СП принадлежал "Северстали". Получив отказ, он в марте текущего года вышел из проекта с NMDC. Правда, российский магнат не отказался от идеи захватить плацдарм на индийском рынке – просто он собирается реализовать другой план. По его словам, "Северсталь" намеревается приобрести в Индии сталелитейный завод среднего размера. Понятно, что во времена повсеместного спада это приобретение обойдется недорого, и при этом откроет возможность дальнейшей экспансии.

Ну а Posco, прекратив переговоры с SAIL, объявила и об отказе от проекта в Карнатаке, поскольку бюрократические проволочки с лицензией на добычу руды компанию не устраивают. Хотя не исключено, что просто главная цель этой интриги достигнута – власти Одиши решили пойти на уступки. Дело в том, что инвестировать в завод и инфраструктуру не имеет смысла, пока нет гарантий, что компания получит возможность обеспечивать его рудой собственной добычи. А вот лицензии на разработку месторождения Posco за 8 лет добиться не смогла. Но в мае Верховный суд принял решение, гласившее, что вожделенную лицензию на разработку недр следует выдать. Центральное правительство осознало, что терпение инвестора на исходе, и сейчас проект Posco в Одише курирует лично премьер-министр Манмохан Сингх.

Произошли подвижки и на местном уровне – начали решаться проблемы с отводом земли. Буквально через несколько дней после того как Posco отказалась от проекта в Карнатаке, а ArcelorMittal отказалась от инвестиций в Одишу, правительство штата объявило, что задача приобретения земли для первой фазы проекта (2,7 тыс. акров) уже решена, и права на весь участок скоро будут переданы Posco. По словам представителя Posco, теперь, если все пойдет по плану, первая очередь завода будет введена в эксплуатацию в 2018 году. Для реализации второй и третьей фаз проекта потребуется еще 6 лет.

Правда, особого оптимизма у корейцев нет – решение суда по поводу лицензии воплотится в жизнь еще нескоро, поскольку у правительства хватает других забот: сейчас чиновники отбиваются от обвинений в коррупции, что весьма непросто сделать в предвыборный год. Кроме того, предстоит еще договариваться с протестантами от политической оппозиции и экологическими органами. Поэтому компания предпочла принять меры, чтобы энтузиазм индийских политиков не угас, и активизировалась с продвижением своих проектов в Индонезии и Бразилии. В Индонезии Posco планирует осуществить пуск завода мощностью 3 млн тонн уже в конце текущего года, а в Бразилии ее СП с Vale и Dongkuk Steel Mill начнет производство 3 млн тонн слябов в год, начиная с 2015. Эти предприятия несколько ослабят зависимость компании от внутреннего рынка, где она продает 60% продукции, но имеет мощного конкурента – Hyundai Steel, за спиной которого стоит автомобильный гигант Hyundai Motor.

Тем не менее проект в Одише компании необходим. Правда, сейчас у Posco есть серьезные финансовые трудности: за последние три года серия приобретений более чем удвоила долги компании, и, по мнению экспертов Korea Investment & Securities, инвестиции в Одишу могут оказаться для нее неподъемным грузом. Когда Posco подписывала соглашение с Ориссой в 2005 году, у нее отношение долга к акционерному капиталу составляло 15,7%. По статистике Thomson Reuters, этот показатель был самым низким среди крупнейших 10 сталелитейных компаний мира. А в 2012 он вырос до 63,3%, что переместило компанию в середину группы лидеров. Поэтому Fitch Ratings и Moodys Investors Service снизили кредитный рейтинг Posco и оставили прогноз негативным. Так что не исключено, что проект в Одише, если и будет реализован, то со значительным отставанием от графика. Теперь уже – по вине самой Posco.

Таким образом, планы индийского правительства относительно наращивания сталелитейных мощностей до 200 млн тонн к 2020 году уже утратили реалистичность. По данным министерства металлургии, за последние несколько лет было подписано около 240 меморандумов относительно строительства новых сталелитейных заводов на сумму порядка 250 млрд долл. Совокупная мощность заводов составляет около 275 млн тонн в год. Но сам министр Бени Прасад Верма признал, что на практике из них будут реализованы лишь единицы. В этой ситуации потеря проекта Posco в Карнатаке, уход "Северстали" из потенциального СП с NMDC и ArcelorMittal из Одиши делают план правительства нереалистичным.

Тем более что ArcelorMittal вполне может свернуть и остальные два проекта – не зря на днях Л.Миттал заявил: "Я не хочу называть каких либо сроков реализации моих индийских проектов... Там возникает слишком много препятствий. Индия не стала высшим инвестиционным приоритетом, хотя как страна – остается для меня приоритетной". -- ИА "Минпром (Украина)"

Новости по этой теме

В Новости

Всего новостей  157929

ГОД:
МЕСЯЦ:
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
6
7
13
14
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Подписка на рассылку

Ежедневные новости металлургии в Вашем почтовом ящике
RSS

Информер

Ежедневно обновляющиеся заголовки 10 последних новостей металлургии на вашем сайте

все информеры >>