Новости металлургии 

Metaldaily.ru/Новости - 28.08.2013

Бизнес-моделирование как лекарство для украинских металлургов. "UGMK.INFO (Украина)". 28 августа 2013

28.08.2013 - 09:58
Украинская металлургия уже шесть лет не может выйти из кризиса. И чем дальше, тем более становится очевидным, что косметическими правками отрасли не помочь. Необходимы кардинальные меры, как с точки зрения системных реформ, так и изменения в подходах к управлению отечественными меткомпаниями.

Бизнес-моделирование – сравнительно новое веяние в менеджменте. Как отдельное направление оно выкристаллизовалось лет 15 назад. В нынешних условиях именно бизнес-модели вытесняют бизнес-планы в качестве центрального и системообразующего элемента работы компании, создавая для нее перспективы в будущем. Об этом UGMK.INFO беседовал с известным специалистом в области бизнес-моделирования Дэвидом Лоттенбахом (David Lottenbach), выступавшим в бизнес-школе "Международный институт менеджемента" с лекциями для слушателей программы Doctor of Business Administration.

- В чем заключается преимущество бизнес-моделей перед традиционным форматом бизнес-планов?

- Обычно в бизнес-плане описывается рынок, дается характеристика продукта, прилагаются его картинки, прогнозируются его темпы роста на рынке. Но для инвестора на первом месте стоит стоимость компании и ценность продукта, поскольку он не может оценить насколько реально или нереально прописан бизнес-план.

В бизнес-плане можно написать все, что хочешь; любые цифры, которые вам нравятся. Я никогда не видел бизнес-план, который выглядел бы непривлекательным. Все эти документы, которые подаются инвесторам, выглядят "на пять баллов". Но у акционеров нет возможности проверить, реальный ли этот бизнес-план или нет.

В то же время, когда акционеру делается презентация бизнес-модели, то показываются механизмы создания ценности и способы достижения поставленной цели. В этом случае инвестор сможет вести конструктивную дискуссию и задавать правильные вопросы о важных моментах: как вы будете зарабатывать деньги, как создавать уникальную ценность компании, какие механизмы реализации. И это преимущество бизнес-модели перед бизнес-планом, в котором можно манипулировать прогнозами и цифрами. Поэтому бизнес-модели дают инвесторам больше гарантий и уверенности в будущем.

- В таком случае, по каким критериям выбрать нужную стратегию компании для создания уникальной ценности?

- Это очень общий вопрос, поэтому не может быть единственно правильного ответа. Стратегия компании должна искать пути развития и описывать наиболее важные аспекты создания ее уникальной ценности. Ее можно представить в виде треугольника, в вершинах которого расположены три элемента создания ценности: предложение, производственная цепочка и защита. На основе этого необходимо строить соответствующую бизнес-модель, которая должна быть простой, точной и всеобъемлющей.

На этот вопрос я отвечу так. Если Вы хотите, чтобы Ваша компания была успешной, я предложил бы Вам определить и, по необходимости, оптимизировать или перестроить Вашу бизнес-модель. Естественно, что они отличаются друг от друга, причем как между разными отраслями, так и в рамках одного рынка. Мы можем применять несколько бизнес-моделей, но, конечно же, только одна будет самой успешной, самой прибыльной. Поэтому перед руководителем стоит задача определить, какая из них создает уникальную ценность компании.



- И какой же срок жизни у бизнес-моделей?

- Циклы становятся короче, особенно на высококонкурентных рынках и на рынках высоких технологий, которые быстро меняются. А когда они меняются, конкуренция ужесточается. В то же время в секторах с низкой конкуренцией и минимальными инновациями циклы дольше. Обычно я говорю, что разрабатываемую бизнес-модель Вы не сможете эксплуатировать дольше 5-6 лет. При этом уже на 4 году вам стоит задуматься, где ее можно оптимизировать, где что-то поменять, или начать готовиться к уходу с рынка.

- Что в таком случае делать, например, энергетическим компаниям, где инновации случаются раз в полвека?

- Это риск. Например, Вы владеете энергокомпанией в Швейцарии, в стране есть 4 ядерных реактора. Когда в конце 70-х они строились, руководство исходило из того, что ядерная энергия будет конкурентоспособной в течение минимум 50 лет. Это было лишь допущение. И теперь энергетики столкнулись с фактом, что это допущение было неправильным. Ядерная энергия не сильно доступная. Но уйти с рынка они не могут, потому что цена ухода высока. Кроме того, им оказывает поддержку сотрудничество с правительством страны. Но с точки зрения бизнес-модели я бы не стал советовать сейчас строить ядерный реактор. Данная «ядерная» бизнес-модель уже не привлекательная.

- Какую бизнес-модель Вы бы посоветовали украинским металлургам?

- В сфере производства стали и металлопродукции, я бы ориентировался на бизнес-модель финского производителя специальных сталей Outokumpo. В сфере металлотрейдинга более приемлемым кажутся варианты со швейцарскими торговцами.

- То есть у украинских меткомпаний нет будущего с их нынешними бизнес-моделями?

- Надо честно признать, что в целом металлургия - это низкотехнологическая индустрия. Тут ограниченные возможности для создания новых бизнес-моделей, но и перспективы не равны нулю. Что касается украинской металлургии, то, по моему мнению, отрасль может и не найти себе место на мировом рынке в будущем. Необходимо концентрироваться на более специфических нишах металлопродукции, производстве продукции высокого передела. Плюс извлекать выгоды из своего географического положения, а также будущей интеграции с Евросоюзом.

- Как же тогда украинским металлургам менять бизнес-модели? Какие слабые места при переходе с одной модели на другую?

- Во-первых, необходимо почувствовать момент, когда подошло время менять бизнес-модель, когда пошел нисходящий тренд жизненного цикла компании. Ни одна бизнес-модель не работает вечно. Обычно руководство компании достаточно оптимистично оценивает позицию фирмы на кривой жизненного цикла. То есть необходимо четко распознать момент, когда компания на пике, а когда на спаде, и в этот момент принять решение о смене бизнес-модели (тогда как другим решением может быть уход с рынка).

Например, в период кризиса, когда низкий уровень инвестиций и потребления, наиболее приемлемым вариантом может быть уход с рынка. В то же время, в некоторых случаях, например в стальном бизнесе, нельзя сразу же покинуть рынок, поскольку уже много инвестировано в предприятие. Конечно, можно сменить собственника, но нельзя в один прекрасный момент заявить, что уже конец цикла, и хотя мы еще генерируем прибыль, но мы закрываемся. В данном случае лучше найти другого собственника, который более оптимистично смотрит на вещи.

Во-вторых, диагностировать, есть ли еще потенциал у существующей бизнес-модели, можно ли улучшить ее производительность. Возможно, ее еще можно будет эксплуатировать еще 2 года. Или все-таки, она уже выработала себя, и ее необходимо менять.

В-третьих, если вы все-таки решили менять бизнес-модель, то необходимо определиться, сможете ли вы провести трансформацию с теми же человеческими ресурсами и как именно ее проводить с прежними сотрудниками. Смогут ли эти люди выстроиться в новую бизнес-модель.

- Как бизнес-модели соотносятся с корпоративной и социальной ответственностью бизнеса?

- Любая бизнес-модель может быть настроена под любые цели. Например, под максимизацию прибыли собственникам, снижение рисков акционеров. Также можно проецировать бизнес-модель на социум: сколько рабочих мест будет создано и т.д. Тем не менее, наиглавнейшая задача бизнес-модели – генерировать прибыль и стоимость владельцу. А создание бизнес-модели, в центре которой будет только благосостояние наемных рабочих, не имеет смысла.

- Как вы оцениваете украинских студентов бизнес-школ и бизнесменов?

- Мне нравится быть в таком учебном заведении как «Международный институт менеджмента». При этом тут не столько студенты, сколько действующие предприниматели. Это для меня очень ценно. Мне не интересно обсуждать интеллектуальные концепты, говорить с людьми, которые никогда не занимались бизнесом. Мне важно получать обратную связь от настоящих бизнесменов. Учить предпринимателей - это супер, это то, что мне нравится. Отличие украинских бизнесменов заключается в том, что они рискуют. Жизнь в Украине сама по себе рисковая, они рискуют чем-то, они постоянно пробуют что-то новое. -- UGMK.INFO (Украина)

Новости по этой теме

В Новости
 

ГЕОГРАФИЯ:


Всего новостей  157930

ГОД:
МЕСЯЦ:
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
6
7
13
14
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Подписка на рассылку

Ежедневные новости металлургии в Вашем почтовом ящике
RSS

Информер

Ежедневно обновляющиеся заголовки 10 последних новостей металлургии на вашем сайте

все информеры >>