Новости металлургии 

Metaldaily.ru/Новости - 28.09.2006

Интервью: Сергей Билан, заместитель генерального директора ОАО "ТМК" по маркетингу.

28.09.2006 - 09:46
Заместитель генерального директора ОАО "ТМК" по маркетингу Сергей Билан в интервью корр.ИТАР-ТАСС

- ТМК состоялась как мировой трубный бренд. В каких направлениях намерена развивать компания свой бизнес?

- ТМК без преувеличения - одна из крупнейших компаний в мире. Уже сегодня мы предлагаем нашему потребителю продукт, который соответствует самым высоким требованиям. Поэтому приоритетным становится техническое развитие компании. В частности, сегодня мы занимаемся модернизацией сталеплавильных мощностей, внедряя самые современные мировые технологии - с электропечами, непрерывной разливкой, вакуумированием, рафинированием, с новыми станами. Проект нового стана мы начинаем реализовывать в следующем году на Таганрогском металлургическом заводе, в 2009 году аналогичный проект будет реализован на Северском трубном заводе. Северский завод сейчас в первую очередь занимается сталью, там заканчивается монтаж машины непрерывного литья заготовок (МНЛЗ), потом будут заменены мартеновские печи на электропечи, что позволит обеспечить собственной трубной заготовкой не только Северский, но и Синарский трубный завод.

- Есть ли планы заняться производством листового проката?

- В стратегии развития Компании до 2010 такая задача не ставится. Основная наша продукция - бесшовные трубы, эта продукция сегодня востребована и будет востребована еще не один десяток лет, потому что альтернативы нефти и газу пока нет. Бизнес сварных труб стоит несколько на втором плане но, тем не менее, это направление также развивается в соответствии с разработанной программой.

Но вернусь к теме производства собственной трубной заготовки. Сегодня трубники зачастую становятся заложниками большой металлургии. В мае в результате картельного сговора мировых поставщиков руды на 19% выросла стоимость сырья. Идя на встречу потребителям, мы на столько же подняли стоимость на нашу продукцию, даже в ущерб собственной рентабельности. Мы оказались зажаты между потребителем, который не готов платить больше, и поставщиком металла, который буквально выкручивает нам руки. Решив проблему со сталью в 2007 году, мы будем чувствовать себя спокойно, потому что металлолом пока в стране есть. Однако, если будут реализованы проекты по строительству металлургических минизаводов, проблемы с металлоломом могут начаться уже в 2008 году, особенно на юге страны.

- Тем не менее, в мае трубники оказались зависимыми от поставщиков металлолома:

- Мы обсуждали эту тему с Минпромэнерго. Пора поднимать вопрос ограничения или, как это решили на Украине, запрета вывоза металлолома с территории России. Простой пример: когда на мировом рынке выросла стоимость руды, цены на металлолом внутри страны увеличились на 15%. Спрашиваю: а что, у нас стал редкостью металлолом? В какой-то мере именно так и случилось, так как открытость границ позволяет перемещать этот товар в любых направлениях. Пока Россия еще очень слабо занимается защитой собственного рынка, и нужны серьезные меры, которые обеспечат нашим производителям нормальное существование.

- Но ведь рынок свободен?

- Нас долгое время кормили сказками о свободном рынке и совершенной конкуренции. Мы на своем опыте убедились, что свободного мирового рынка нет, все стараются поддержать своего производителя, все воюют за свои деньги.

Украина поставила 1,5 тыс. тонн трубы на мексиканский рынок, и мексиканцы тут же возбудили против производителя антидемпинговое расследование. Полторы тысячи тонн труб - это капля, которая никак не влияет на ситуацию на рынке. Многие лояльные к нам страны, та же Индия, например, начав развивать свое производство обсадных труб, поставили 52-процентную пошлину на трубы до диаметра 245 мм. Таким образом, многие российские производители не могут туда поставлять трубы.

Долго нам не давали выйти на американский рынок, выделяя квоту в 52 тыс. тонн труб в год. Я общался с представителем департамента металлургического сектора Министерства торговли США, пытаясь получить объяснения, почему на огромную Россию, которая может производить 10 млн. тонн труб ежегодно, выделена такая маленькая квота. Два часа моя собеседница уходила от ответа, а потом сказала: "Вы знаете, это наш рынок - что хотим, то и будем делать". Очень правильно, сегодня надо применять такие санкции и у нас. Правда, сейчас американцы изменили ситуацию на своем рынке - они его открыли. Наша компания начала поставки, используя местного игрока - Lone Star. Это пример взаимодействия крупных компаний с целью стабилизации ситуации на рынке без санкций и изъятий.

В то же время мы видим, что место на мировом рынке для российских трубников есть. Сегодня емкость мирового рынка достигает 86 млн тонн, и те 6-7 млн тонн, которые готовы поставлять российские производители, не ахти какая большая проблема для рынка. Но простые трубы сейчас научились делать все. Раньше водо- и нефтепроводные сварные трубы закупали страны третьего мира, а теперь они их производят самостоятельно. При этом рынок испытывает огромный дефицит в высококачественных трубах, предназначенных для все усложняющихся условий добычи нефти и газа. В этом наше будущее. Именно поэтому ТМК развивает направление по выпуску высокотехнологичной продукции.

- Фрадков заявил на саммите ШОС о готовности российских предприятий к строительству новых газотранспортных каналов на пространствах государств-участников. А готова ли к этому ТМК?

- ТМК уже участвует в этих проектах. Наши трубы идут на разведку и разбуривание месторождений, которые дадут энергию Евразии. Западный вектор нашего экспорта уже практически освоен. Сейчас строится Северо-Европейский газопровод (СЕГ), в перспективе Штокманское месторождение.

Другой вектор нашего развития - восточное направление. ТМК поставляет трубу для бурения и строительства месторождений. Следующий этап - строительство трубопроводов. Проект "Восточная Сибирь - Тихий океан" /ВСТО/ - это нефть, с Ковыкты пойдет газовая труба на Монголию и Китай.

Важнейшая задача сегодня - решить вопрос с российским сырьем для труб большого диаметра (ТБД). Пока что нормального отечественного металла для производства труб диаметром 1420 мм у нас нет. Сколько мы ни пытались сделать из отечественного металла трубу со стенкой 21,6 мм и диаметром 1420 мм, у нас ничего не получилось. Мы вынуждены заказывать партии металла в Австрии, Чехии, везти металл через весь евразийский материк из Кореи. Потому что большие российские металлурги, имея благоприятную конъюнктуру в низкотехнологических нишах, не особенно стремились к созданию подобного производства в то время, когда стране нужны трубы большого диаметра из высококачественного металла. Страна, которая экспортирует нефть и газ и не имеет "Стан-5000", - это нонсенс. В Нижнем Тагиле стан мог быть построен, но проект не состоялся. Сегодня реализуется проект на "Северстали", но и он не решит проблему. Необходима государственная политика в этом вопросе, прежде всего по согласованию развития различных секторов экономики для получения глобального синергетического эффекта. В ноябре намечено заседание Правительства РФ по развитию российской металлургии. Мы очень рассчитываем, что в его решениях будет определен подход и к этой проблеме.

- Собирается ли ТМК увеличивать производство труб большого диаметра?

- Производство труб большого диаметра в ТМК сохранится в следующем году на уровне 450-500 тыс. тонн в год. Как дальше будет развиваться этот бизнес, покажет время.

- Инвестиционная программа ТМК до 2010 года предполагает капвложения в размере 1,2 млрд. долларов, как именно будут распределены основные инвестиционные ресурсы?

- Эти инвестиции пойдут на Урал, в Синарский и Северский трубные заводы, в Южный федеральный округ, в ВТЗ и Тагмет. Мы разрабатывали программу так, чтобы получить сбалансированные, самодостаточные предприятия, но с возможностью серьезной кооперации. Непрерывнолитая трубная заготовка с Северского трубного завода будет поставляться на СинТЗ. Избыточные мощности по нарезке на СТЗ будут загружаться с других предприятий для увеличения производства обсадных труб. В области производства труб для машиностроения мы наладили кооперацию между ВТЗ и СинТЗ, и она будет углубляться. Также мы не забываем о наших зарубежных активах: высококачественная заготовка ВТЗ поставляется на TMK-ARTROM для производства труб для европейского и американского рынков.

- География ТМК весьма обширна. Отражается ли на вашей деятельности транспортная составляющая?

- Безусловно, отражается. В частности, для реализации Сахалинского проекта мы везем трубу через всю страну - от Волги до Тихого океана. Конечно, нас волнуют тарифы, появление на рынке большого количества операторов с частным подвижным составом и попытки этих операторов зарабатывать сверхнормативные деньги. В частности, ОАО "РЖД" вводит определенные регулировки: идет, к примеру, на юге зерно, - у нас начинаются проблемы с вагонами, начался северный завоз - закрыта станция Сургут.

Поскольку все, что мы делаем, - это реализация крупнейших национальных инфраструктурных проектов, мы хотели бы иметь гарантированное, стабильное снабжение подвижным составом для обеспечения решения тех задач, которые ставит перед нами правительство. Соответственно должна быть поддержка со стороны российских естественных монополий. Иногда так получается, что перевозка российской трубы на сопоставимые расстояния стоит в 2 раза дороже, чем транзит украинской трубы на территорию других стран СНГ. Так где же поддержка отечественного товаропроизводителя? И это не только наша проблема, еще более тяжелая ситуация у производителей машиностроительной продукции.

- Крупные компании решают свои транспортные проблемы - в частности, с СвЖД заключили договоры НОВАТЭК и УГМК.

- Ведь если все кинутся заключать соглашения, то они превратятся в фарс. Транспорт - серьезная составляющая нашего бизнеса. Мы создали компанию "ТМК-Транс", она успешно развивается. "ТМК-Транс" раньше решала проблемы стыковок между видами транспорта, обеспечивала транспортную безопасность компании. Сейчас мы поняли, что товаропоток растет, и решили обеспечить себя специализированным подвижным составом. Компания реализует контракт по закупке 250 специализированных длиннобазных вагонов для перевозки длинномерного негабаритного листа для производства труб большого диаметра и самих ТБД.

- Одно ваше предприятие находится у Азовского моря, другое - на Волге. Будете ли, по образцу железнодорожной, развивать водную составляющую, некий ТМК-флот?

- Пока мы не имеем особых проблем на рынке морских и речных перевозок. Единственная пора, когда возникают сложности, - это август, сентябрь и половина октября, когда на юге идет массовый вывоз хлеба и подсолнечника из России.

В летние месяцы мы используем суда типа "река-море". Но на юге навигация завершается 15 ноября и начинается 15 апреля. Между этими датами волей-неволей нужны вагоны. И сегодня мы готовы решать часть этих вопросов своими силами. -- ИТАР-ТАСС Урал

Новости по этой теме

В Новости

Всего новостей  157133

ГОД:
МЕСЯЦ:
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
2
3
8
9
10
16
17
24
29
30
31

Подписка на рассылку

Ежедневные новости металлургии в Вашем почтовом ящике
RSS

Информер

Ежедневно обновляющиеся заголовки 10 последних новостей металлургии на вашем сайте

все информеры >>